С дежурным по станции Балаково Светланой Титовой мы встретились в неофициальной обстановке – после окончания ее смены. Но словно и не было долгих часов за диспетчерским пультом, не было тяжелого ночного дежурства. Светлана приветливо улыбалась, выглядела свежо, и начала она свой рассказ так эмоционально, что хотелось слушать и слушать.
– Меня с детства интересовала железная дорога, – призналась Светлана. – Скажем, едет тепловоз, а ты внимательно следишь за его движением, слушаешь его гудки и тут же начинаешь представлять, как устроена эта махина.
Но тех первых детских впечатлений для Светы оказалось все-таки недостаточно, чтобы уже тогда выбрать свой жизненный путь. Даже отец, несколько лет проработавший помощником машиниста, не советовал дочке идти по своим стопам: слишком уж сложна и ответственна профессия железнодорожника.
Однако Светлану не пугали трудности, наоборот – они еще сильнее подогревали ее интерес к неведомому ремеслу. Окончательное решение пришло сразу после школы, когда бывшие одноклассники Светы дружно обсуждали преимущества того или иного высшего учебного заведения. Все мечтали стать студентами престижных факультетов и превратиться в дипломированных специалистов, чьи знания в недалеком будущем покоряли бы карьерные ступеньки в среде экономистов, программистов, юристов.
– А я хотела чего-то более оригинального, – рассказывает Светлана Титова. – К тому же гуманитарные науки всегда нравились мне гораздо меньше точных. Хотя люблю историю, но предпочитаю интересоваться ею просто для себя.
Два года Света проучилась в РГОТУПСе, а затем по целевому направлению отправилась в Самару – попытать счастья в престижной государственной академии путей сообщения. Постигать железнодорожную науку Светлане было легко и интересно, особенно те предметы, которые были ее «коньком»: математика, физика, черчение. А вот над социологией, маркетингом и менеджментом пришлось покорпеть. Не сразу молодому специалисту удалось разобраться в этих дисциплинах.
Но самым интересным, конечно, было знакомство с железной дорогой. И когда под занавес обучения пришла пора выбирать тему диплома, Светлана взялась за совершенствование организации грузовой работы на наливной станции Князевка.
– Было интересно досконально понять, что представляет собой такой сложный механизм, как станция, – говорит Светлана Титова. – А тем более станция, на которой проходит погрузка нефти. Однако моей задачей было не просто разобраться в грузовой работе, но и предложить в своем дипломном проекте что-то новое.
Защита прошла блестяще, а результатом упорного труда стал красный диплом, который Свете торжественно вручили на выпускном вечере.
На Саратовском отделении, куда Титова прибыла после окончания Самарской академии, ей предложили работу на станции Балаково, и молодой специалист с радостью согласилась. Первое время пришлось посидеть в товарной конторе на должности приемосдатчика груза и багажа, затем поработать дежурным по парку. Эти ступеньки карьерного роста Светлана прошла довольно быстро и успешно, после чего молодому специалисту без колебаний доверили управлять на станции движением.
Работа дежурного по станции мне очень нравится, – признается Света. – Она разнообразна. Ведь почти каждый день здесь приходится решать какие-то задачи, думать и разбираться в постоянно меняющихся ситуациях.
– Неужели не устаете крутиться в таком жизненном ритме? – поинтересовалась я.
– Конечно, нет, – убежденно ответила она. – Вот работать целую неделю, а затем отдыхать всего два дня – это тяжело. А у меня удобный график: дежурство в день, дежурство в ночь, затем «отсыпной» и выходной.
Да, однажды поняв и прочувствовав ритм жизни большой станции, уже не представляешь себя вне этого ритма. Это не только слова Светланы, но мое собственное наблюдение, навеянное встречами со многими собеседниками-железнодорожниками. Но поняла я и другое: работать дежурным по станции дано не каждому, это под силу лишь тому, кого не тяготит вечно находиться в самой гуще событий.
– Представить себя на однообразной «бумажной» работе я не могу, – призналась Светлана Титова. – Мне нравится постоянное движение.