21-05-2008 10:22 «Проблема продажи алкогольной и табачной продукции молодым людям, не достигшим 18-летнего возраста»
Исследование на темы: «Исполнение Постановления. Правительства РФ № 55 от 19.01.98 Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров.
Цель исследования – выяснить исполняется ли закон Р.Ф.
Участники - исследование проводили учащиеся центра «НЕ ЗРЯ» в 2 этапа.
1 этап – опрос на тему: Исполнение Постановления Правления РФ
2 этап – проведение рейда – наглядная проверка по исполнению закона.
Опрос: Нас интересовало 3 категории людей.
1. Люди среднего возраста
1. Молодёжь до 18 лет
2. Продавцы.
Людям среднего возраста предназначались следующие вопросы: 1. знаете ли вы Постановление. Правительства РФ Об ограничении продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним? нужен ли этот закон? как вы к нему относитесь?, как вы считаете – исполняется он или нет?, были ли вы свидетелем нарушения закона?
Было опрошено около 400 мужчин и женщин.
10% знают о существовании данного закона.
98% считают этот закон нужным и 2% думают, что он бесполезен.
На вопрос исполняется ли закон? 67% ответили, что не исполняется. Нас интересовало были ли респонденты свидетелями продаж алкогольной и табачной продукцией несовершеннолетним. Ни разу – так ответило 23% опрошенных. Был свидетелем – 16% и много раз наблюдал – 61%.
Для продавцов консультантов и кассиров была разработана анкета, в которую входили кроме общих и дополнительные вопросы:
1. часто ли подростки приходят покупать спиртное и сигареты
2. как вы определяете возраст молодого покупателя?
3. спрашиваете ли вы паспорт? При отказе в продаже устраивает ли молодежь скандал продавцам?
Анализ ответов 300 респондентов показал, что 100% опрошенных продавцов знает закон.
97% утверждают, что поддерживают существование закона и только 3% продавцов призналось, что этот закон мешает им зарабатывать деньги. На вопрос - как вы определяете возраст молодого покупателя? - 59% определяют на глазок и 41 % продавцов уверяют, что спрашивают паспорт. При отказе в продаже представители молодого поколения, слов продавцов, устраивают скандал в 71% случаев.
Третья группа респондентов – молодые люди, не достигшие совершеннолетия - 500 человек. Опрос проводился в городских парках, где большое скопление несовершеннолетних и в средних школах города новых микрорайонов.
Выяснилось, что почти все подростки знают о законе, только 3 молодых человека, что составляет 0,6 % не имели конкретного понятия. На вопрос: «Как вы относитесь к закону?», ответы были следующими: положительно – 24%, нормально – 28 %, мне по фигу – 29 %, плохо – 19%. В ходе анкетирования выяснилось, что 88 % подростков пробовали покупать алкогольную и табачную продукцию, (а это 440 человек из 500). Из них только 14% сказали, что попытки были тщетными, остальные 86 % с лёгкостью покупают и спиртное и сигареты. В основном в остановочных павильонах и лотках - зажигалках. молодые люди утверждали, что редко в некоторых магазинах спрашивают возраст. По нашим подсчётам эта цифра составила -26%. Паспорт спрашивают и того реже в 12% случаев.
Рейд. Увидев результаты опроса, мы решили сами проверить - неужели настолько нарушается закон. Мы выбрали самых активных ребят из центра «НЕ ЗРЯ», которые выглядят очень молодо и отправились проводить рейд по контрольным закупкам в магазины и ларьки города. Девочкам и мальчикам, участвовавшим в рейде, подчёркиваю по 15 лет. Метод исследования – включённый эксперимент. Ход исследования – подростки получали деньги, заходили в магазин, покупали пиво, водку, сигареты и фиксировали места продаж. Нами были охвачены как новые микрорайоны, так и ж\г. В ларьках, остановочных павильонах и лотках – зажигалках оказалась 100% продажа выше перечисленной продукции. Всего охватили 44 торговые точки. Из них:
38 точек торговли – продажа.
4 торговые точки – частичная продажа, 2 торговые точки - отказ от продажи.
|