16-07-2007 09:05 Муниципальная реформа: достижения и проблемы
Обменялись опытом - что дальше?
Муниципальная реформа, идущая по всей России, практически вышла на финишную прямую, так как окончательное реформирование органов местного самоуправления произойдёт в течение полутора лет.
Известно, что в текущем году сельские муниципальные образования Балаковского района реализуют 19 полномочий, относящихся к вопросам местного значения поселений.
Муниципальные руководители в настоящее время ломают голову: если принять все полномочия, то что будет с собираемостью местных налогов и хватит ли их для самостоятельного существования? А не подождать ли ещё годок, не прекращая отношений с районным бюджетом, выделение средств из которого гарантировано.
У нас ещё недостаточно чётко отработан вопрос сбалансированности бюджетов муниципальных образований, слабо обозначены задачи комплексного социально-экономического развития поселений, не везде налажено сотрудничество органов местной власти с субъектами малого и среднего бизнеса.
Эти и масса других вопросов обсуждались на совещании глав сельских муниципальных образований. А ему предшествовало несколько поездок в другие веси и города. Совет ассоциации муниципальных образований БМО решил посмотреть, а как идут муниципальные дела в других поселениях нашей губернии. Балаковские делегации побывали в Вольске, Пугачёве и совсем недавно - в Татищеве. Обмен опытом был весьма полезен. Что-то у наших коллег получается лучше, что-то хуже - и везде есть проблемы с обеспечением полномочий финансами. Муниципальные руководители посмотрели-посравнили и пришли к выводу, что на балаковской земле качеству местного самоуправления могли бы позавидовать коллеги из других районов. К числу передовых наш район, без ложной скромности, можно причислить потому, что во всех сельских МО решаются 19 вопросов местного значения, в том числе такие, на которые требуются значительные средства: обеспечение первичных мер пожарной безопасности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, освещение улиц, благоустройство, озеленение и т.д. В наших сельских муниципальных образованиях идёт процесс лицензирования свалок. Тогда как в некоторых районах Саратовской области число выполняемых полномочий гораздо меньше. То, что наши главы взвалили на свои плечи столь ответственный груз, весьма полезно для них самих: быстрее научатся сами и научат своё население жить самостоятельной жизнью.
Обсуждая эту тему, глава Кормёжского МО Владимир Дзюбак сказал: <Мы ходим по деньгам - надо наклониться и поднять их>. Другие участники совещания посетовали на то, что идут проволочки в земельном комитете, дела лежат месяцами без движения, и, как результат этого, налоговая база муниципалитетов не расширяется. Труднее всего оформляются земельные паи: каждому владельцу приходится выкладывать из своего кармана до 13 тысяч рублей. Многие сельские жители просто не тянут эту финансовую ношу. Поэтому пожелание глав только одно: чтобы уменьшили сборы при оформлении земли.
По информации участников совещания, до сих пор не вполне налажена работа администраций МО из-за кадрового дефицита. Специалистам предлагается мизерная зарплата, за которую не всякий пойдёт горбиться.
Нелегко приходится и тем руководителям (а их у нас шестеро), которые совмещают две должности - главы и главы администрации МО, ибо деньги им платят только за первую. Тем не менее, являясь таким должностным лицом, глава Подсосенского муниципального образования Александр Паршин заявил: <Наше муниципальное образование готово с 2008 года взять все полномочия!>.
Такая смелость руководителя заслуживает уважения к нему. Тем более что более половины регионов России не воспользовались отсрочкой, которую даёт закон, и реализуют полномочия в полном объёме с 2006 года! Не столь оптимистичны были другие главы. Большинство из них сошлись во мнении, что запасной год им понадобится для того, чтобы довести до конца регистрацию земель и имущества, сформировать необходимую налоговую базу, обучить специалистов и т.д. У каждого муниципального образования свои проблемы. Почему-то Балаковская АЭС прошла перерегистрацию и теперь числится на территории Натальинского МО, а Минудобрения не спешат пройти эту процедуру, что ограничивает возможности Быковоотрогского МО в развитии налогооблагаемой базы.
Если, допустим, какое-нибудь малодоходное МО с будущего года возьмёт все полномочия, то его бюджета едва ли будет хватать на зарплату главы. Тут невольно призадумаешься.
Расширение налогооблагаемой базы, как это ни парадоксально звучит, напрямую связано с налогами, полученными от населения. Главы в один голос говорили, что люди на местах ещё, к сожалению, малоактивны в оформлении земель и регистрации имущества, а это самый важный финансовый источник
жизнеобеспечения муниципального образования. Когда все полномочия окажутся в
руках муниципалитета, молить о финансовой помощи будет поздно: придётся рассчитывать только на себя.
Председатель комитета по вопросам соцполитики и ЖКХ Собрания депутатов Надежда Барышева резюмировала весь разговор: <На селе свой менталитет. Решать проблемы тяжело, но их решать необходимо, и за всё необходимо платить>. Надежда Барышева легко упрекнула глав за то, что они, имея при себе уполномоченных подписывать протоколы об административных нарушениях и передавать их в районную административную комиссию, не используют такой мощный рычаг, положительно влияющий на состояние сельских дел.
Заместитель главы БМР Вячеслав Косолапкин предложил путём опроса определить готовность сельских МО к принятию полного пакета полномочий уже с 1 января 2008 года. Из 12-ти присутствующих глав семеро были против, трое - за, двое колебались в своём выборе. Эти цифры говорят сами за себя: сельским муниципальным образованиям ещё требуется время, а конкретно - год, чтобы взять на себя весь набор вопросов местного значения и решать их с помощью подготовленных специалистов и на основе достаточной налоговой базы.
Надо признать, что за развитие местного самоуправления отвечают не только люди на местах, но и на федеральном и региональном уровне. Законодатели предлагают создать Совет при Президенте РФ, который бы координировал ход муниципальной реформы и оказывал существенную помощь низовым муниципалитетам. Будем надеяться, что рано или поздно наша муниципальная власть станет действительно сильной и умеющей решать все вопросы местного значения во благо местного населения.
Евгений Запяткин
|