28-05-2007 09:16 О работе учреждений дополнительного образования детей управления культуры
Завершившийся учебный год в учреждениях дополнительного образования управления культуры можно охарактеризовать, как год большой работы по поиску и реализации наиболее эффективных образовательных программ в сфере художественного образования, совершенствования преподавательского и управленческого уровня в школах искусств. Необходимо отметить, что в этом была оказана существенная поддержка министерством культуры Саратовской области и областным учебно-методическим центром.
В структуру управления культуры входят 5 учреждений дополнительного образования. Это:
- Детская музыкальная школа №1
- Детская художественная школа
- Детская школа искусств №1
- Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого
- Детская школа искусств №4.
Все учреждения дополнительного образования детей лицензированы, 4 школы аттестованы на высшую категорию.
Набор учащихся в школы осуществляется в мае-июне 2007 года, но на некоторые отделения производится дополнительный набор в конце августа, т.е. перед началом учебного года. В будущем учебном году в первые классы планируется принять 400 детей. Общий контингент учащихся в школах составляет – 1830 человек. В 2007 году школы искусств закончили – 180 учащихся.
Обучение ведется по 10 специальностям (хореографическое, художественное, театральное и музыкальные исполнительские отделения). Стоимость обучения составляет 150-200 рублей в месяц, хозрасчетная студия при ДШИ №4 – 600 руб.
За истекший учебный год возрос интерес к обучению на отделении изобразительного искусства. В нашем городе преподавание по данной специальности осуществляется в ДШИ №1 и в ДХШ (есть отделение и в ДШИ при училище искусств). Школы находятся в разных районах города. И если в ДХШ учатся 265детей (ежегодный прием – около 45 первоклассников), проживающих, в основном, в заканальной части города, то на художественном отделении ДШИ №1, расположенной в островной части города - 115 человек (ежегодный прием – около 15 человек). Уже сегодня на художественное отделение в ДШИ №1 подано больше 30 заявлений, а принять можно только 15 учащихся. Прием ограничивает такая проблема, как отсутствие помещений для занятий.
Традиционно устойчивый интерес сохраняется к обучению детей на хореографических отделениях (ДШИ №1, и ДШИ №2).
В последнее время все учреждения дополнительного образования сталкиваются с проблемой некоторого снижения интереса к музыкальным исполнительским специальностям, особенно таким, как «народные инструменты» (баян, балалайка, домра). С целью популяризации народных инструментов в этом году преподаватели и учащиеся дали несколько концертов в общеобразовательных школах. Уже сейчас преподаватели ведут индивидуальную работу по набору учащихся на музыкальные исполнительские отделения.
В школах работают 170 преподавателей, из них 100 – аттестованы на высшую и первую категории. Средний стаж педагогического коллектива всех школ составляет 20 лет. Последнее время наметилась положительная тенденция – в учреждения дополнительного образования стали приходить молодые педагоги. На сегодняшний день их насчитывается 20 человек. Не занятыми остаются вакансии: преподавателя хореографии, хормейстера, концертмейстера (ДШИ №2), преподавателя по актерскому мастерству (ДШИ №4).
В современной образовательной системе дополнительное художественно- эстетическое образование существенно увеличивает возможности интеллектуального и индивидуально-творческого развития детей. Поэтому вопрос качества реализуемых программ в УДОД весьма актуален. В школах искусств реализуются 2 авторские программы и 121 адаптированные. Внедрена одна экспериментальная образовательная программа «Психолого-педагогическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в ДШИ», реализуемая в музыкальной психолого-педагогической студии «Светлячок» (работает при ДШИ №4 на хозрасчетной основе). В будущем учебном году планируется внедрение таких образовательных программ, как «клавишный синтезатор», «фортепиано-5 лет обучения» и «анализ музыкальных форм».
Постоянное повышение профессионального уровня педагогов становится необходимым условием качественного образования. В будущем году запланировано направление преподавателей на семинары и курсы повышения квалификации, организуемые министерством культуры Саратовской области с сентября 2007г. В прошедшем учебном год семинары по различным темам курсы ПК по исполнительским специальностям прошли 30 педагогов школ.
Учебный процесс на всех отделениях стимулируется проведением исполнительских конкурсов различного уровня (от внутришкольных до областных) и фестивалей художественного творчества. За отчетный период проводились городские открытые конкурсы среди учащихся ДМШ и ДШИ
-«Весна музыкальная»,
-«Ступеньки к мастерству»,
- фестиваль ансамблей народных инструментов им. С. Д. Золина.
Воспитанники балаковских школ принимали участие в:
- 5 Губернском фестивале академических хоров «Золотые огни Саратова»,
- областных конкурсах в рамках Детских и юношеских ассамблеи искусств,
- 3 открытом фестивале учащихся эстетической направленности «Профессия – учитель музыки»,
- областных конкурсах художественного творчества «Свет Рождества», «Яркие краски детства» и «Мир Борисова-Мусатова».
Всего в конкурсных и фестивальных проектах приняло участие – 422 учащихся, из них призерами стали -172 конкурсанта.
Интеграционные подходы к построению образовательного процесса в современной школе искусств сегодня необходимы. Вовлечение как можно большего количества детей в сферу художественного творчества и образования – вот та задача, которая ставится сегодня перед педагогами дополнительного образования. Выполнить эту задачу возможно только при осуществлении постоянного творческого контакта с общеобразовательными школами и учреждениями профессиональной культуры (музеи, библиотеки, филармония, театр). Как пример такой работы – проведение интегрированных уроков по литературе и музыкальной литературе (СОШ №22 и ДШИ №4), совместные мероприятия музея Радищева с ДШИ №1 и ДХШ, проект «Филармония молодая» и т.д. В текущем учебном году педагогами и учащимися школ искусств было проведено десятки концертов, просветительских мероприятий, лекториев, выставок, театрализованных представлений в основном для СОШ и детских садов города и района (СОШ №№ 22, 21, 27, 28, 16, 2, гимназии №2, лицея №1, д\к №№ 57, 64,6, приют «Забота» и т.д.)
В 2007г. по областной целевой программе «Развитие культуры на 2006-2008гг» учреждения культуры БМО, в том числе и школы искусств, стали получателями бюджетных средств на проведение ремонтных работ.
Заключены договора с подрядчиками и в пределах выделенных сумм произведены следующие виды работ:
- ремонт сантехники (ДШИ №2 - 100т.руб.)
- ремонт хореографического класса (ДШИ №1 - 100т.руб.)
- ремонт электропроводки (ДМШ №1 - 100т.руб.)
- ремонт отмостки (ДХШ - 100т.руб.)
- ремонт кровли, отмостки, фасада (ДШИ №4 – 670 т.руб.) .
Потребность в проведении ремонтных работ значительно больше. Одной только ДШИ №4 на завершение многолетней реконструкции здания необходимо (по смете) 1,5 млн. рублей. Во всех школах перечень потребности в ремонтных работах будет состоять из нескольких пунктов (это и ремонты лестничных маршей, концертных залов, отдельных классов, кровли, фасадов, электропроводки, системы отопления и т.д.). Необходимы средства на выполнения предписаний Госпожнадзора – около 50тыс. руб.
Материально-техническая база МОУДОД поддерживалась в основном на собственные средства школ (родительская плата). В школах приобреталась учебно-методическая литература, музыкальные инструменты, мебель, акустическая аппаратура, оргтехника и т.д., но все в незначительных количествах. Общая сумма составляет - 45 тыс. руб. Особенно остро стоит вопрос о приобретении музыкальных инструментов. Инструментальный парк школ физически и морально устаревает. Стоимость новых инструментов составляет десятки тысяч (пример: комплект саратовских гармоник для ансамбля – 189т.руб., баян – около 100т.руб., клавишный синтезатор – 25 т. руб.). Приобретать инструменты для школ за счет родительской платы невозможно. Назрела необходимость в разработке проекта муниципальной программы по развитию художественного образования.
Начальник управления культуры А.Я.Абрамов
|