22-11-2006 12:46 О подготовке образовательных учреждений к переходу на новые условия финансирования
Модернизация образовательной системы в Российской Федерации, регионе и муниципалитете идет по всем направлениям деятельности. Сегодня мне предложено проанализировать финансовый аспект модер-низации, тем более, что он является основной частью проекта по механизму поддержки предстоящих в образовании изменений. Кратко представлю финансовую систему оплаты труда педагогических работ-ников, которая действует сейчас – это Единая Тарифная Сетка (ЕТС). В ней предусмотрены равные условия формирования заработ-ной платы для всех педагогических работников.
Главный расчетный показатель – количество учебных часов, т.е. уроков, которые учитель проводит в неделю, норма их 18, оп-лата по разряду ЕТС с 7 по 14 учителю (от 2359 до 4293), с 11 по 16 директору (от 3421 до 4974). Показатели оплаты труда зависят от количества учащихся, не зависят от качества и результата.
Тарификация – 1 раз в год, на 5.09.2006, а все остальное ни-как не зависит от результата обучения и объема затрат педагоги-ческого труда. Чтобы получать больше, не обязательно хорошо ра-ботать. Чем больше нагрузка у учителя, тем выше его заработная плата, и тем ниже будут результаты его преподавания.
Почему? При проведении в день более 3-х уроков учитель не может так же эффективно вести 4й, 5й, 6й, 7й урок, он не сможет физически проверить все тетради, написать планы всех уроков, тем более позаниматься дополнительно с отстающими или олимпиадника-ми. Особенно остро эта проблема стоит в сельской школе, где мало детей и классов. Чтобы иметь нагрузку и заработную плату, учите-лю дают любые предметы: историк ведет химию и физику, трудовик – географию и т.д. отсюда и результат обучения, чуть дальше он бу-дет показан в %.
Так как число детей и классов уменьшается, заработная плата учителя ЕТС расти не будет объективно, качество образования бу-дет снижаться еще больше.
Отсюда необходимо менять 2 главных критерия, сдерживающих рост заработной платы: укрупнять школы и переходить на новую систему оплаты труда (НСОТ). Это и предусматривается новым про-ектом. Все предыдущие проекты финансируют то, что уже наработано как лучший опыт школы, учителя, ученика.
Новый проект будет финансировать не то, что уже сделано, т.е. это не премия, не поощрение, не вознаграждение, это стиму-лирование новых качественных изменений в образовании в целом и в заработной плате педагога в частности.
Модернизация системы общего образования в части изменения системы финансирования образовательных учреждений и оплаты труда учителей в Саратовской области осуществляется в том числе на ос-нове следующих региональных нормативно-правовых актов:
• Закон Саратовской области «Об установлении размера, усло-вий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оп-лате жилья, отопления (обеспечение топливом), электроэнергии педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (от 31.05.2004 № 26-ЗСО);
• Закон Саратовской области «Об оплате труда работников го-сударственных учреждений Саратовской области» (от 22.12.2004 № 65-ЗСО);
• Закон Саратовской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках го-родского типа)» (от 29.12.2004 № 125-ЗСО);
• Постановление Правительства Саратовской области «Об утвер-ждении Положения о порядке и условиях повышения тарифных ставок (окладов) за работу в особых условиях, применения доплат, надба-вок и других стимулирующих выплат работникам областных образова-тельных учреждений» (от 29.12.2004 № 315-П);
• Постановление Правительства Саратовской области «Об утвер-ждении Положения о порядке предоставления из областного бюджета субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных обра-зовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 17.01.2005 № 12-П);
• Постановление Правительства Саратовской области «О порядке предоставления из областного бюджета субвенций местным бюджетам на финансирование расходов по ежемесячным выплатам на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также финан-сирование расходов приемных семей» (от 26.01.2006 № 27-П);
• Закон Саратовской области «Об образовании» (от 28.04.2005 № 33-ЗСО)
• Постановление Правительства Саратовской области «Об утвер-ждении порядка выплаты единовременного денежного пособия выпуск-никам учреждений среднего и высшего профессионального образова-ния, прибывшим на работу в образовательные учреждения, располо-женные в сельской местности» (от 02.09.2005 № 307-П);
• Закон Саратовской области «О порядке определения нормати-вов финансирования общеобразова¬тель¬ных учреждений в части расхо-дов на реализацию общеобразовательных программ» (от 29.06.2005 № 63-ЗСО).
• Закон Саратовской области «О внесении изменений в закон Саратовской области «О порядке определения нормативов финансиро-вания общеобразовательных учреждений в части расходов на реали-зацию общеобразовательных программ» (от 06.03.06 № 11-ЗСР).
Ряд нормативно-правовых актов, касающихся изменений системы нормативного финансирования образовательных учреждений на основе принципа подушевого финансирования, оплаты труда работников го-сударственных образовательных учреждений и реорганизации струк-туры образовательной сети находятся на согласовании в Правительстве Саратовской области:
• постановление Правительства Саратовской области «Об утвер-ждении порядка распределения органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) субвенций местным бюд-жетам на реализацию основных общеобразовательных программ»;
• постановление Правительства Саратовской области «О системе оплаты труда работников государственных образовательных учрежде-ний, финансируемых за счет средств бюджета Саратовской области»;
• распоряжение Правительства Саратовской области «Об утвер-ждении методических рекомендаций по системе оплаты труда работ-ников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Саратовской области»;
• постановление Правительства Саратовской области «Об утвер-ждении положения о малокомплектной сельской школе Саратовской области»;
Новые механизмы распределения финансовых ресурсов на основе подушевого принципа установлены в законе Саратовской области «О порядке определения нормативов финансирования общеобразователь-ных учреждений в части расходов на реализацию общеобразователь-ных программ» от 29.06.2005. № 63-ЗСО. Однако применяемое в со-ответствии с этим законом нормативное финансирование образова-тельных учреждений в настоящее время:
- осуществляется только на уровне муниципальных образований и не реализовано на уровне образовательных учреждений;
- не учитывает результаты деятельности учителей, т.е. ис-пользуемая система оплаты труда учителей не связана с качеством их работы и поэтому не стимулирует их стремление к повышению ка-чества обучения.
Проводимые в области работы по повышению прозрачности бюд-жетного финансирования, выравниванию бюджетной обеспеченности территорий, разработке системы оплаты труда учителей, ориентиро-ванной на качество обучения, развитию региональной системы оцен-ки качества образования, оптимизации образовательных ресурсов и структуризации образовательной сети с целью обеспечения доступ-ности образования требуют финансовой поддержки со стороны феде-рального бюджета.
Финансирование в рамках данного проекта позволит ускорить реализацию задач по модернизации региональной системы образова-ния.
Цель и задачи проекта
Целью проекта является обеспечение условий для повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых в Саратовской области на образование, и получения всеми гражданами независимо от места жительства полноценного комплекса качественных образовательных услуг в безопасных, комфортных ус-ловиях.
Основные задачи проекта:
1) разработка и введение новой системы оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, учитывающей качество труда и на-правленной на повышение доходов учителей;
2) оптимизация системы нормативного подушевого финансирова-ния (НПФ) общеобразовательных учреждений с учетом НСОТ;
3) развитие региональной системы оценки качества образова-ния;
4) оптимизация региональной образовательной сети с целью обеспечения условий для получения качественного образования не-зависимо от места жительства;
5) расширение общественного участия в управлении образовани-ем.
Механизмы реализации регионального комплексного проекта
Успешность реализации проекта обеспечивается двумя основны-ми механизмами - организационным и финансовым.
Описание финансового механизма
Финансирование работ в рамках регионального проекта осуще-ствляется за счет двух источников:
- федерального бюджета в размере средств, выделенных на реа-лизацию проекта;
- из регионального бюджета (в размере, определенном на зада-чи проекта в рамках областной целевой программы «Развитие обра-зования на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Саратов-ской думы от 28.12.2005 № 48-1952).
Требуемые объемы финансирования из федерального бюджета и обеспечиваемые региональным бюджетом на три года представлены в таблице 2.
Федеральный бюджет, млн. руб. Региональный бюджет, млн. руб.
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
175,0 175,0 175,0 … … …
Федеральные субсидии в рамках проекта направляются на ма-териально-техническое оснащение и изменение организационной ин-фраструктуры региональной системы образования, в первую очередь на поддержку развития региональной образовательной сети:
- оптимизацию областной сети образовательных учреждений;
- оснащение общеобразовательных учреждений оборудованием, отвечающим современным требованиям к условиям осуществления об-разовательного процесса;
- создание базовых школ и ресурсных центров, в том числе на базе и с использованием ресурсов общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, отобранных на конкурсной основе в рамках приоритетного проекта «Образова-ние».
Региональные средства в рамках проекта направляются на раз-работку новой системы труда учителей и создание стимулирующей части фонда оплаты труда.
№ 9 Разграничение полномочий между уровнями власти
№ 10 Система поправочных коэффициентов
№ 11 Повышающие коэффициенты. Сложность по предметам
№ 12 Повышающие коэффициенты. Квалификация педагогических кадров.
№ 13 Задачи нормативного финансирования (ученический контингент).
№ 14 Механизм расчета бюджета ОУ
№ 15 Нормативное финансирование
№ 16 Риски и ограничения
|