28-11-2005 14:55 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2005г.ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2005г.
Одной из эффективных мер улучшения социально-экологической обстановки как в
России в целом, так и в Балаковском муниципальном образовании в частности,
является организация действенного, экономически подкреплённого,
поддержанного населением экологического контроля.
Экологический контроль - важный элемент регулирования качества окружающей
природной среды.
Система экологического контроля в настоящее время в России разрушена почти
до основания, а строительство новой идёт медленными темпами с неизбежными
ошибками и просчётами.
Стремление построить чёткую, простую и эффективную схему взаимодействия
государственного, производственного, муниципального и общественного контроля
приводит лишь к усложнению действующего природоохранительного
законодательства, усилению его несоответствия с другими отраслями права и
степени его декларативности, резкому снижению эффективности правоприменения.
Госкомэкология, созданная в 1988 году историческим постановлением ?32 с
символическим названием "О коренной перестройке дела охраны природы в
стране", за 11 лет своего существования, несмотря на постоянные
реорганизации и сокращение штатов, сумела создать не идеальную, но всё же
более или менее работоспособную систему управления охраной окружающей среды
в стране.
Указ Президента России от 17 мая 2000 года разрушил эту систему, и её
реанимация началась уже с уклоном под цели природопользования и интересы
частного капитала.
2004 год ознаменовался очередной структурной перестройкой государственного
аппарата в сфере охраны окружающей среды. Были опять разделены функции
управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Министерство природных ресурсов, лишившись функций контроля, приобрело в
своём составе на правах юридически самостоятельных структур Управление по
контролю за природопользованием (Росприроднадзор) и три агентства по
природным сферам: водным ресурсам, лесам, недрам. При этом функции
лицензирования, как один из основных рычагов воздействия на нарушителей
природоохранительного законодательства, оказались у агентств, а не у
контролирующего управления.
Но самое серьёзное нововведение - создание в России новой Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору, подчинённой напрямую
Правительству РФ и соединяющей в себе полномочия четырёх контролирующих
ведомств: горного и промышленного надзора Госгортехнадзора РФ,
экологического контроля МПР РФ, надзора в сфере ядерной и радиационной
безопасности Госатомнадзора РФ и энергетического надзора Минэнерго РФ.
Идея соединения полномочий таких мощных надзорных органов является
положительной. Тем более что в России, чем больше контролирующих органов,
тем меньше эффективность.
Но по традиции приоритета полумер положения об МПР РФ, о Росприроднадзоре и
о Ростехнадзоре содержат одинаковые функции правового регулирования и
контроля в сфере охраны окружающей среды, обеспечения рационального
природопользования и экологической безопасности.
Единый объект государственного контроля - окружающую среду (в которую,
естественно, входят и природные ресурсы и сам человек) искусственно
разделили по нескольким, не связанным в систему органам, ни один из которых
не несёт ответственности за состояние окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности.
Несмотря на то, что ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.02г. ?7-ФЗ к
полномочиям органов местного самоуправления отнесены организация и
осуществление экологического контроля объектов производственного и
социального назначения, за исключением объектов, экологический контроль
которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, федеральный
закон о муниципальном экологическом контроле до настоящего времени не
принят.
Всё это усилило хаос в сфере экологического контроля, который не мог не
коснуться и Балаковского муниципального образования.
В настоящее время Управление по технологическому и экологическому контролю
Ростехнадзора по Саратовской области представлено 1 человеком, в обязанность
которого входит контроль за объектами федерального значения. В 2005 году им
были проверены 5 предприятий: ООО "Балаковский завод волоконных материалов",
ОАО "БМУ", ОАО "БРТ", ЗАО "Волжский дизель им. Маминых", ЗАО "ЖЭК".
Составлен 1 протокол, наложен штраф на 30тыс. руб.
В 2005 году областному комитету по охране окружающей среды и
природопользованию были сохранены полномочия по осуществлению
государственного экологического контроля. В Балаковское муниципальное
образование в марте был назначен 1 его представитель. Кроме того, контроль
на территории Балаковского муниципального образования областным комитетом
осуществлялся и выездной бригадой инспекторов. За 10 месяцев текущего года
областным комитетом совместно с прокуратурой и другими надзорными и
контролирующими органами проведено 60 проверок, выявлено более 200
нарушений, наложено штрафных санкций на сумму 223,5тыс. руб., из которых
взыскано 26тыс. руб. Передано в прокуратуру исков на сумму 133тыс. руб.
Представителя Росприроднадзора на территории Балаковского муниципального
образования нет.
В сложившихся условиях осуществление муниципального экологического контроля
позволило не создать на территории Балаковского муниципального образования
атмосферу бесконтрольности в сфере охраны окружающей среды. Муниципальный
экологический контроль осуществляется на основании ФЗ "Об охране окружающей
среды", принятого 10 января 2002 года, и постановлений главы Балаковского
муниципального образования о муниципальном контроле в области охраны
окружающей среды и природопользования и об экологической службе Балаковского
муниципального образования, принятых в декабре 2002г. Муниципальный
экологический контроль осуществлялся в непроизводственной сфере, где, как
правило, отмечается наибольшее число нарушений природоохранного
законодательства: торговые предприятия, предприятия сферы обслуживания,
учебные заведения, автостоянки, частные предприниматели по обслуживанию и
ремонту автотранспорта и т.д.
Как и в 2004 году муниципальный экологический контроль на территории БМО в
текущем году осуществлялся 2 инспекторами при тесном сотрудничестве с
другими службами, деятельность которых или напрямую или косвенно связана с
обеспечением соблюдения природоохранного законодательства на территории БМО
(ГоиЧС, областной комитет по охране окружающей среды и природопользованию,
Роспотребнадзор, земельный комитет, УВД, прокуратура, отдел по работе с
территориями, ветеринарная служба, КЖКХ и т.д.).
За 10 месяцев текущего года инспекторами МУ "Экология города" осуществлено
295 проверок. Выявлено 508 нарушений, из них устранено - 237, 274 взяты на
контроль. Из 508 нарушений 54 связаны с отсутствием документации, 454 с
обращением с отходами.
Совместно с другими службами проведены рейды:
* по благоустройству города - 15;
* по благоустройству административных округов-1;
* по водоохранным зонам - 1;
* проведено совместно с ГоиЧС 9 комплексных проверок.
В ходе контроля установлено отсутствие платежей за негативное воздействие на
окружающую среду у 53% природопользователей (121). По выявленным фактам
составлен список неплательщиков и направлен администратору платежей для
принятия мер воздействия. За текущий период в местный бюджет от
природопользователей, которые находятся под муниципальным контролем,
поступили платежи на сумму 306,3тыс. руб.
У 78 проверенных организаций выявлено отсутствие договоров на вывоз твёрдых
бытовых отходов и отходов, подлежащих вторичному использованию. Списки
нарушителей природоохранного законодательства по обращению с отходами
направлены в Роспотребнадзор и МУП "СпецАТХ". Кроме того, установлены факты
несанкционированного размещения жидких и битумных отходов. Данный вопрос
рассмотрен на экологической комиссии, которая направила в Совет депутатов
предложение о включении в финансирование на 2006 год проектирования сливной
станции и хозфекальной канализации на территории частного сектора.
Проверки предприятий и учреждений показали, что остаётся актуальной проблема
учёта, хранения и передачи на демеркуризацию ртутьсодержащих ламп и
приборов. В результате муниципального контроля увеличилось число поступлений
отработанных ламп специализированным предприятиям. Так на ООО
"Балакововторресурсы" количество сданных ламп увеличилось по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года на 1435штук.
По результатам проверок составлено 279 актов, 38 актов направлено для
принятия мер в адрес Роспотребнадзора и областной комитет по охране
окружающей среды и природопользованию.
По результатам муниципального контроля было наложено штрафов на сумму 15тыс.
руб.
Для усиления муниципального контроля права внештатных муниципальных
инспекторов были предоставлены главам АО и работникам МУП
"Спецавтохозяйство". Главами АО совместно с другими инспектирующими
службами, входящими в комиссию по благоустройству, было проведено 229
проверок, по результатам которых вынесено 269 предупреждений, вывезено с
территории сёл 10,3тыс.т. животноводческих отходов.
Производственный экологический контроль осуществляется на крупных
промышленных предприятиях, которые имеют либо экологические службы, либо
специалистов экологов. На мелких предприятиях приказом руководителя
определены лица, ответственные за вопросы экологии. Производственный
контроль представляет собой своеобразный контроль предприятия за своей
деятельностью.
Общественный контроль на территории БМО осуществляется Балаковским
отделением ВООП (соблюдение природоохранного законодательства БАЭС) и
обществом охотников и рыболовов любителей на территории, переданной ему в
пользование (соблюдение правил охоты и рыболовства). В 2005г. ВООП
организована и проведена независимая общественная экологическая экспертиза
второй очереди строительства БАЭС. В основном общественный "контроль" как и
в предыдущие годы, выражается в виде жалоб граждан в адрес администрации БМО
на сжигание мусора, захламлённость территорий и т. д. и в виде участия
граждан в принятии администрацией решений (строительство объектов, снос
зелёных насаждений).
В контакте с Ростехнадзором и Росприроднадзором должны работать в области
охраны окружающей среды и другие многочисленные специальные комитеты и
надзорные органы. На территории Балаковского муниципального образования они
представлены территориальным (межрайонным) отделом ?13 Роснедвижимости,
осуществляющим земельный контроль, Балаковским лесхозом, "Рыбнадзором" и
"Ветнадзором" управления федеральной службы по ветеринарному и
фитосанитарному надзору по Саратовской области, ТО ТУ ФС "Роспотребнадзора",
филиалом Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры, городской
прокуратурой, управлением внутренних дел, КЖХ, КДХБ, ФГУ "ЭСВ" и т.д.
В наиболее тесном контакте с Ростехнадзором и Росприроднадзором находятся
Роспотребнадзор и Роснедвижимость.
Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
устанавливаются общие требования к качеству атмосферного воздуха, обращению
с отходами, содержанию территории населённых пунктов, работе с
радиоактивными веществами и т.д. Информация о санитарно-эпидемиологической
обстановке на территории Балаковского муниципального образования была
представлена руководителем ранее.
Территориальным отделом ?13 за 10 месяцев текущего года было проведено 74
проверки, выявлено 61 нарушение земельного законодательства, наложено
штрафов на сумму 89,5тыс. руб., взыскано 86тыс. руб.
"Рыбнадзором" (бывшая "Балаковская межрайрыбинспекция"), несмотря на
затянувшуюся реорганизацию, за отчётный период выявлено 560 нарушений: 436
связаны с нарушением правил рыболовства, 124 с загрязнением водоёмов.
Составлено 550 протоколов, привлечено к административной ответственности 524
человека. Наложено штрафов на сумму 244,6тыс. руб., взыскано 190,8тыс. руб.
Направлено в суд 9 дел, 86 исковых заявлений. В ходе проверок изъято
150,3кг. рыбы, 480шт. раков. Конфисковано 366 орудий лова, 19 транспортных
средств Проведен с участием УВД и общественных инспекторов 81 рейд, в ходе
которых выявлено 229 нарушений.
Прокуратурой города Балаково и природоохранной прокуратурой были проведены
проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере добычи
полезных ископаемых, утилизации твёрдых бытовых отходов, медицинских
отходов, безопасности гидротехнических сооружений и другие. Только
природоохранной прокуратурой проведено 53 проверки предприятий и
организаций, внесено 47 представлений, привлечено к дисциплинарной
ответственности 58 человек, к административной ответственности 51
должностное лицо. В защиту интересов государства в суды направлено 8 исковых
заявлений.
Балаковским лесхозом в 2005 году протоколы за нарушение лесного
законодательства не составлялись.
ФГУ "ЭСВ" по Балаковскому муниципальному образованию было проведено
обследование 12 объектов, проверено 8 рыболовецких станов. Выявлено 8
нарушений водоохранного режима. Материалы направлены в Управление по
технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Саратовской
области.
УВД участковыми милиционерами выявлено 79 случаев нарушения по обращению с
отходами, составлено 79 протоколов.
КДХБ выдано 7500предписаний жителям частного сектора и 950шт. должностным
лицам за нарушение правил благоустройства, которые тесно связаны с
природоохранительным законодательством.
Таким образом, результаты экологического контроля указывают на слабое
соблюдение природоохранительного законодательства на территории Балаковского
муниципального образования и на необходимость его усиления всеми
контролирующими и надзорными органами.
Начальник отдела экологии
А.А.Данилова
|