07-02-2005 09:14 Аналитическая справка по итогам исполнения муниципального заказа Балаковского муниципального образования за 2004 год
В 2004 году отделом муниципального заказа управления экономики (далее - отдел) более комплексно и направлено был определён порядок деятельности муниципальных заказчиков Балаковского муниципального образования по закупкам товаров, работ и услуг для нужд муниципального образования, сделан акцент на несколько ключевых моментов, способных решить задачу скорейшего внедрения в практику работы бюджетных учреждений разработанной усовершенствованной системы муниципального заказа.
В процессе решения первоочередных задач по совершенствованию системы муниципального заказа отделом проведена следующая работа по функциональным направлениям.
1. Нормотворчество - в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации, Бюджетного Кодекса Российской Федерации, на основании Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Решений Совета депутатов БМО № 286 от 14 июля 2003 г. "Об утверждении Положения "О муниципальном заказе Балаковского муниципального образования" и № 287 от 14 июля 2003 г. "Об утверждении Положения "О размещении муниципального заказа на конкурсной основе" сформирован пакет нормативных документов Балаковского муниципального образования:
- создан отдел муниципального заказа управления экономики администрации БМО;
- сформирован состав конкурсной комиссии при администрации БМО по размещению муниципального заказа и разработано положение о конкурсной комиссии;
- разработаны Правила договорной работы при закупках продукции для муниципальных нужд;
- Порядок формирования, размещения и исполнения муниципального заказа БМО.
- в целях определения порядка единого учёта муниципальных закупок продукции издано распоряжение главы БМО от 07.09.2004 № 1016-р “О реестрах системы муниципального заказа БМО” и распоряжение главы БМО от 23.09.2004 г. № 1073-р “О порядке согласования размещения муниципального заказа Балаковского муниципального образования”;
- в целях единообразного подхода к оценке эффективности использования финансовых средств отделом разработаны методические рекомендации по проведению оценки эффективности и сокращения расходования средств бюджета БМО;
- выделено в отдельную разработку постановление главы БМО “О размещении, исполнении муниципального заказа на выполнение работ по капитальному ремонту объектов Балаковского муниципального образования”. Распоряжением определены заказчики работ по капремонту объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории. Ими являются соответственно управление капстроительства, комитет жилищного хозяйства и комитет дорожного хозяйства и благоустройства. Образована межведомственной комиссия по размещению муниципального заказа на выполнение работ по капитальному ремонту и утвержден ее состав. Она будет заниматься организацией и проведением конкурсных и иных процедур по размещению муниципального заказа по капремонту для всех перечисленных заказчиков, а также подготовкой и разработкой конкурсной документации и внесением в нее изменений;
- разработаны и доведены до всех бюджетных организаций типовые формы дополнительных соглашений к договорам поставки и подряда, а также типовые формы протоколов для работы котировочных комиссий муниципальных заказчиков.
2. Аналитико-практическая функция:
- изучена и проанализирована договорная документация бюджетных учреждений, поступающая в комитет финансов для оплаты. Было выявлено много нарушений и ошибок в оформлении документов - неграмотное составление договоров:
отсутствие цены договора, сроков исполнения работ и поставки товаров, отсутствие согласований и неграмотное их оформление, неграмотное составление спецификаций и дополнительных соглашений, а также расшифровок к договорам и дополнительным соглашениям, ошибки и исправления в составлении смет на ремонтные работы, неграмотное составление протоколов котировочных комиссий;
- проведен анализ оформления конкурсной документации, выявлены и исправлены недочеты;
- подготовлен прогноз объемов продукции, закупаемой для муниципальных нужд за счет средств местного бюджета БМО, являющийся первой и неотъемлемой частью формирования муниципального заказа;
- в соответствии с решением Совета депутатов БМО от 14.07.2003 г. № 286 "Об утверждении Положения "О муниципальном заказе Балаковского муниципального образования" проведена масштабная работа по разработке сводного проекта муниципального заказа БМО на 2005 год;
3. Контрольная функция:
- ежемесячно на основании данных главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей и получателей средств бюджета составляется отчет об использовании бюджетных средств для закупки товаров и услуг для муниципальных нужд по БМО и направляется в Министерство экономического развития и торговли Саратовской области;
- посредством официальных запросов ведётся сбор информации об исполнении муниципальных контрактов за 2004 год;
- ежедневно осуществляется проверка на предмет законности и правильности заключения муниципальных контрактов, договоров на основании контрактов, дополнительных соглашений к контрактам и договорам на основании контрактов;
- ведется реестр муниципальных закупок;
- в целях устранения выявленных недостатков в работе муниципальных заказчиков 28 октября 2004 года было проведено межотраслевое совещание со всеми заинтересованными службами.
За отчётный период конкурсной комиссией осуществлено размещение муниципального заказа посредством проведения 21открытого конкурса, в том числе в целях осуществления непрерывных поставок продукции в 2005 году для нужд бюджетных учреждений было подготовлено и объявлено 6 открытых конкурса.
За отчётный период на закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд бюджетными учреждениями освоено 146 260,4 тыс. руб. или 102,4 % к плановой цифре.
Утверждённые бюджетные ассигнования муниципальными заказчиками осваивались разными способами размещения муниципального заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2004 году по количественным характеристикам было проведено 409 закупок, из них:
- методом запроса котировок 381;
- через процедуру открытого конкурса 15;
- у единственного источника 13.
По результатам конкурсных и внеконкурсных процедур (за исключением простых закупок) заключено 460 муниципальных контрактов (договоров) на общую сумму 76 005 тыс. руб., в том числе по структуре заключённых контрактов (договоров) через:
- открытый конкурс - 53 321,8 тыс. руб.;
- метод запроса котировок - 19 158,8 тыс. руб.;
- закупку у единственного источника - 3 524,4 тыс. руб.
Доля стоимости закупок через открытый конкурс составила 68,8 %. Можно отметить наметившую тенденцию - размещения муниципального заказа в 2004 году происходило в основном через процедуры открытых конкурсов.
Стоимость простых закупок составила 70 255,4 тыс. руб., удельный вес данного вида закупок в общем количестве закупок составляет 49 %.
Экономия бюджетных средств при закупках продукции для муниципальных нужд в 2004 году составила 1 711,3 тыс. руб.
Общее количество поставщиков, принявших участие в конкурсных и иных процедурах, составило 966. Все 100 % поставщиков являются отечественными физическими и юридическими лицами (резидентами).
Среднее количество поставщиков, принявших участие в открытых конкурсах, в абсолютной величине составляет 4,8 претендентов. Это говорит о средней активности поставщиков, участвующих в процедурах открытого конкурса.
Анализ расходования муниципальными заказчиками бюджетных средств и средств внебюджетных источников показывает следующее:
В сравнении с 2003 годом произошло увеличение суммы заключённых контрактов (договоров) в 3,6 раза или в абсолютной величине на 106 534,2 тыс. руб.
Следует отметить, что сумма простых закупок уменьшилась на 82 459,6 тыс. руб. Удельный вес стоимости данного вида закупок в общем количестве закупок составлял в 2003 и 2004 гг. 80,5 % и 37,2 % соответственно.
Разработанная и внедряемая система управления муниципальным заказом позволит открыто, доступно и своевременно пользоваться информацией о муниципальных закупках, что в свою очередь приведёт к эффективному заключению муниципальных контрактов (договоров) для нужд бюджетополучателей, удовлетворению потребностей населения и экономии средств местного бюджета, а также созданию конкурентоспособной среды на рынке муниципальных закупок.
Следует обратить внимание на то, что система управления муниципальным заказом будет содействовать укреплению исполнительской дисциплины между бюджетополучателями, распорядителями и главными распорядителями бюджетных средств (в лице отраслевых ведомств).
Одним из ключевых моментов в процессе реализации основных методов управления системой муниципального заказа является работа конкурсной комиссии администрации БМО по размещению муниципального заказа, деятельность которойоснована на принципах открытости, компетентности и законности.
В целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств с точки зрения качества и стоимости продукции, а также обеспечения прозрачности бюджетных трат усовершенствованная система муниципального заказа предусматривает функционирование двухуровневой (двухпорядковой) системы размещения муниципального заказа:
- I порядок - конкурсная комиссия при администрации БМО;
- II порядок - конкурсные (котировочные) комиссии муниципальных заказчиков, являющихся по отраслевым направлениям главными распорядителями бюджетных средств. Данный подход не исключает возможности создания котировочных комиссий на уровне получателей средств бюджета (на усмотрение главных распорядителей отраслевого ведомства).
Разграничение полномочий по размещению муниципального заказа установлено конкретными финансовыми ограничениями в абсолютном числовом выражении:
1. Закупки на сумму свыше 2000 минимальных установленнных законом размеров оплаты труда подлежат размещению на уровне комиссии I порядка.
2. Закупки на сумму менее вышеназванной величины относятся к компетенции конкурсных (котировочных) комиссий II порядка.
Внедрение усовершенствованной системы муниципального заказа позволит в среднесрочной перспективе:
1) централизовать планируемые закупки на уровне главных распорядителей бюджетных средств (в лице отраслевых ведомств);
2) обеспечить открытость, доступность информации о планируемых муниципальных закупках;
3) отследить и выстроить реальную, в виде чёткой структуры, вертикаль управления муниципальными закупками на уровне администрации БМО, которая в целом отвечает за рациональное и целевое использование средств местного бюджета;
4) создать конкурентоспособную среду среди поставщиков (исполнителей) продукции для муниципальных нужд;
5) выявлять фактическую экономию бюджетных средств, которая в дальнейшем будет осваиваться в виде дополнительных вложений в социально-экономическое развитие территории Балаковского муниципального образования.
Заместитель главы по вопросам экономики и потребительскому рынку О.Г.Мазунина
|