13-08-2004 17:28 Доклад руководителя Инспекции МНС РФ № 2 по Саратовской области Кузнецова А.Ю. на постоянно действующем совещании Балаковского муниципального образования 16.08.2004 г. в 9.00
Уважаемые коллеги.
Предлагаю вашему вниманию доклад об итогах работы за первое полугодие 2004 года Межрайонной ИМНС № 2 по Саратовской области по формированию бюджетов на территории Балаковского муниципального образования.
За 1 полугодие 2004 года Межрайонной ИМНС №2 по Саратовской области в бюджеты различных уровней мобилизовано 1354 млн. руб., что на 927 млн. руб. или 41% меньше поступлений за 1 полугодие 2003 года.
В федеральный бюджет поступило 198 млн. руб., что меньше чем в 1 полугодии 2003 года на 81 млн. руб. или на 29%. Уменьшение произошло за счет снижения платежей по НДС и по налогу на прибыль, что связано с переходом прав и обязанностей по уплате налогов Балаковской АЭС концерну “Росэнергоатом” и уплатой налога в централизованном порядке в г. Москве, и передачей предприятий ОАО “БРТ” и ООО “БМУ” на налоговый учет в МРИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области. А также, с 1 января текущего года по ЕНВД и единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы отчисления в федеральный бюджет не производятся. Территориальным бюджетом получено 1155 млн. руб., что меньше 1 полугодия прошлого года на 846 млн. руб. или на 42%. Снижение поступлений в территориальный бюджет связано с уменьшением на 98% или на 977млн. руб. поступлений от РАО “ЕЭС России”. По сравнению с 1 полугодием 2003г. произошло снижение поступлений в городской бюджет на 103 млн. руб. или на 22%. Платежи составили 363 млн. руб.
Кроме того, мобилизовано единого социального налога 546 млн. руб. снижение к соответствующему периоду прошлого года составило 9 % или 56 млн. руб. Снижение поступлений по единому социальному налогу связано с переходом ООО “БМУ” и ОАО “БРТ” в МРИ МНС по крупнейшим налогоплательщикам платежи от которых в 1 полугодии 2003года составили 117 млн. руб. Хочется отметить, что в текущем году многие предприятия перешли на упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, которые не являются плательщиками единого социального налога.
Контрольные показатели по всем уровням бюджетов выполнены на 100%. По единому социальному налогу контрольные показатели выполнены на 105%. Не исполнены контрольные показатели по земельному налогу на 24%, в связи с необеспеченностью объемов начисления и завышением контрольных показателей на 2004г.
Собираемость налоговых платежей за 1 полугодие 2004 года в целом по консолидированному бюджету имеет положительную тенденцию и составляет 148%.
По федеральному бюджету - 74%., по территориальному бюджету-176%, в том числе по муниципальному бюджету - 163. По единому социальному налогу составила 106%. Стопроцентная собираемость по федеральному бюджету не обеспечена в результате:
- зачета из переплаты 23 млн. руб. в счет погашения текущих начислений,
- в результате неоплаты текущих начислений по НДС в текущем году ОАО “Саратовгэсстрой” на сумму 22 млн. руб. и муниципальными предприятиями на сумму 12 млн. руб. (МУП “Балаково-Водоканал”, МУП “Жилищник”, МУП “Жил РЭУ”)
Основным источником доходной части консолидированного бюджета является налог на прибыль 30% или 407 млн. руб., налог на доходы физических лиц на 21% или 287 млн. руб., налог на имущество предприятий 19% или 261 млн. руб.,
НДС на 13 % или 173 млн. руб. Формирование доходной части городского бюджета осуществлялось в основном за
счет налога на прибыль 16% или 58 млн. руб., налога на доходы физических лиц на 31% или 111 млн. руб., налога на имущество предприятий 36 % или 130 млн. руб.
Основными доходообразующими отраслями остаются промышленность (56%), строительство (10%), транспорт (2,0%), торговля и общественное питание (2 %).
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли поступления от предприятий машиностроения на 103%, от предприятий промышленности строительных материалов на 33%, от предприятий пищевой промышленности на 12%, транспорта на 67,7 %, связи на 3,5%, строительства на 13,9%, банковской деятельности на 51%.
В то же время снизились платежи по предприятиям электроэнергетики на 711 млн. руб. или на 54% (акционирование с 01.01.2004 г. ОАО Саратовской ГЭС), химической промышленности на 74 млн. руб. или на 24% (переход ООО БМУ и ОАО БРТ в МРИ России по работе с крупнейшими плательщиками), в сельском хозяйстве на 6 млн. руб. или на 50% (из-за сезонности работ и реализации сельхоз. продукции во 2 полугодии текущего года), у торговли и общественного питания на 25 млн. руб. или на 53%, у ЖКХ на 5 млн. руб. или на 30 % (большинство предприятий являются муниципальными).
Особое внимание в текущем году уделялось проведению контрольной работы, повышению ее эффективности. В результате выездных и камеральных проверок доначислено 69 млн. руб., что на 52 % ниже уровня прошлого года. Результативность выездных проверок увеличилась на 12% и составляет 91%, что на 6% выше уровня определенного решением коллегии - (85%).
В текущем году улучшились качественные показатели по выездным проверкам.
Доначисления на 1 специалиста составляют 891 тыс. руб. (рост на 55%).
Взыскание на 1 специалиста составляют 480 тыс. руб. (рост на 3%).
Доначисления на 1 проверку составляют 99 тыс. руб. (рост на 39%).
Одним из важнейших источников пополнения бюджета остается недоимка. Отделом взыскания задолженности юридических лиц для погашения сложившейся в 1 полугодии 2004 года задолженности применен весь комплекс мер принудительного взыскания, предусмотренный налоговым законодательством, в результате которого мобилизовано 189 млн. руб. налоговых платежей.
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет за истекший год уменьшилась на 69 млн. руб. и составила 674 млн. руб. В федеральный бюджет на 39 млн. руб., в территориальный - на 30 млн. руб., в том числе в муниципальный бюджет составил 8 млн. руб. Недоимка за текущий год снизилась на 80 млн. руб. или на 27% и ее величина составила 218 млн. руб. Необходимо отметить, что наиболее эффективной мерой принудительного взыскания является ст.69 НК РФ в 1 полугодии 2004 года направлено 6099 (в 2003г. - 1533) требований об уплате налогов и сборов по юридическим лицам на сумму 409 млн. руб., что на 137 млн. руб. больше, чем в соответствующем периоде 2003 года. Погашено после направления требований об уплате налогов и сборов за 6 месяцев 2004 года 147 млн. руб.
На расчетные счета предприятий-недоимщиков выставлено 5721 инкассовых поручений, что на 3095 больше, чем в 1 полугодии 2003 года. Сумма задолженности, обеспеченной инкассовыми поручениями, составила 128 млн. руб., что на 57 млн. руб. меньше, чем в соответствующем периоде 2003 года. Снижение суммы объясняется тем, что погашено должниками после получения требования об уплате налога на 91 млн. руб. больше, чем в 1 полугодии 2003 года. Поступило со счетов налогоплательщиков после выставления инкассовых поручений 16 млн. руб.
В соответствии со ст.47 НК РФ за 1 полугодие 2004 года вынесено 84 постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика на сумму 108 млн. руб. Добровольно погашено предприятиями должниками после возбуждения исполнительного производства 7 млн. руб.
За текущий год окончено 70 исполнительных производств на сумму 189 млн. руб., из них 47 производства на сумму 5 млн. руб. в связи с погашением недоимки, по 23 предприятиям материалы возвращены с актом о невозможности взыскания из-за отсутствия или не ликвидности имущества, на которое может быть обращено взыскание, на сумму 184 млн. руб. Погашено за счет реализации арестованного имущества и изъятия денежных средств 5 млн. руб.
В соответствии со ст. 77 НК РФ за текущий год вынесено 33 постановления на арест имущества на сумму 9 млн. рублей. Погашено после вынесения постановлений - 6 млн. руб.
Сформированы и направлены на банкротство материалы по 44 предприятиям - недоимщикам на сумму задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды 72 млн. руб.
По состоянию на 01.07.2004 года 48 предприятий, зарегистрированных на территории БМО, реструктуризируют кредиторскую задолженность по платежам в бюджет. За отчетный период реструктурируемыми предприятиями погашено 6 млн. руб.
За текущий год приняты 68 решений о признании безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пени и штрафам на сумму 164 млн. руб. в том числе по федеральным налогам 25 решений на сумму 152 млн. руб., по региональным налогам и сборам 21 решение на сумму 4 млн. руб., по местным налогам и сборам 22 решения на сумму 8 млн. руб.
Главная задача, стоящая перед коллективом налоговой инспекции - это задача полного исполнения бюджета. Проблема заключается в том, что результаты структурных преобразований в системе РАО “ЕЭС России”, изменений законодательства в части определения расходов, уменьшающих доходы по налогу на прибыль в ядерной энергетике, по налогу на имущество и изменения налоговых ставок по земельному налогу были недостаточно учтены при формировании контрольных показателей территориального бюджета на текущий год. В связи с этим имеется основание предполагать, что контрольные показатели по налогу на прибыль, налогу на землю, налогу на доходы физических лиц завышены. Проблемы с выполнением плана, по которым нам предстоит решать.
Особенностью формирования территориального, в т. ч. городского бюджетов в целом является то, что он формируется за счет платежей структурных подразделений предприятий электроэнергетики, головные предприятия которых находятся в г. Москве.
В соответствии с законодательством уплата налога на прибыль головными предприятиями, находящимися вне территории субъекта РФ, за структурные подразделения, находящиеся на территории БМО, осуществляется на основе удельного веса стоимости основных средств, которыми наделены структурные подразделения в общем объеме основных средств головного предприятия. Процесс формирования бюджета по налогу на прибыль по этим структурным подразделениям со стороны органов местного самоуправления и налоговых органов является нерегулируемым, в связи с тем, что факторами, влияющими на величину налога, подлежащего перечислению в территориальный бюджет, являются переоценки имущественных комплексов других структурных подразделений головного предприятия, а также реорганизация предприятий, связанная с процессом реорганизации всей энергосистемы страны.
Основными задачами на текущий год является улучшение администрирования налогов и дальнейшее увеличение уровня собираемости налогов, совершенствование системы организации обеспечения несвоевременных платежей всеми мерами, предусмотренными налоговым законодательством на основе использования информационного комплекса электронной обработки данных. Задача налоговой инспекции не только не допустить роста недоимки, а существенным образом ее снизить.
Необходимо в дальнейшем повышать результативность выездных и камеральных проверок, количество камеральных проверок, проводимых с привлечением первичных документов, взыскиваемость доначисленных сумм.
В текущем году инспекция была подключена к системе защищенного электронного документооборота “Контур-экстерн”, позволяющей юридическим и индивидуальным предпринимателям осуществлять обмен юридически значимыми электронными документами по сети Интернет. Что позволит значительно повысить оперативность внесения информации в базу данных и расширить временные рамки сдачи отчетности.
Задачи, стоящие перед инспекцией значительны. Это безусловное исполнение бюджетов, повышение уровня собираемости, повышение эффективности контрольной работы, снижение недоимки перед бюджетом, это дальнейшее совершенствование структуры инспекции с целью наиболее качественного исполнения поставленных задач и повышения уровня взаимоотношений с налогоплательщиком.
|