12-04-2004 12:10 Выступление Руководителя Инспекции МНС РФ2 по Саратовской области Кузнецова А.Ю. на постоянно действующем совещании Балаковского муниципального образования 12.04.04 г. в 09.00
Уважаемые коллеги.
Предлагаю вашему вниманию доклад об итогах работы за 2003 год Межрайонной ИМНС2 по Саратовской области по формированию бюджетов на территории Балаковского муниципального образования.
За 2003 год Межрайонной ИМНС 2 по Саратовской области на территории БМО в бюджеты различных уровней мобилизовано 4377 млн. руб., что на 1577 млн. руб. или 56 % больше поступлений предшествующего года.
Контрольные показатели в целом по консолидированному бюджету выполнены на 104 %. В федеральный бюджет мобилизовано 532 млн. руб. или 110%, в областной - 2853 млн. руб. или 104%, в муниципальный - 992 млн. руб. или 101%, единого социального налога - 1117 млн. руб. или 99%. По сравнению с 2002 г прирост налоговых поступленийв городскойбюджетсоставил31 %или232 млн. руб.
Динамика собираемости налоговых платежей за год в целом по консолидированному бюджету имеет положительную тенденцию, она возросла на 6 % и составила 114 %.,по муниципальному бюджету - 135 %., по единому социальному налогу более 100 %.
Формирование доходной части консолидированного бюджета осуществлялось за счет налога на прибыль на 55 %, налога на доходы физических лиц 12 %, НДС и налога на имущество предприятий по 10%.
В 2003 году на348 млн. руб. снизились поступления в федеральный бюджет, что связано с переходом прав и обязанностей по уплате налогов Балаковской АЭС концерну "Росэнергоатом" и уплатой налога в централизованном порядке в г. Москвеипередачей предприятий ОАО "БРТ" и ООО "БМУ" на налоговый учет в МРИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области. В связи с этим необходимо отметить, что снижение платежей в федеральный бюджет на 39 % сопровождалось увеличением в территориальный бюджет на 99 %. Прирост поступлений в территориальный бюджет был обеспечен за счет налога на прибыль на 1518 млн. руб. что составило 82 %.
Основным источником доходной части городского бюджета являются налог на прибыль, удельный вес которого в общем поступлении составляет 37 %, налог на доходы физических лиц, удельный вес - 26 %, налог на имущество предприятий удельный вес - 22 %. За 2003 год успешно выполнены контрольные показатели по налогу на прибыльна 112 %, и выполнение в части местных налогов более 100%. В то же время не исполнены контрольные показатели по акцизам и земельному налогу в связи с необеспеченностью их начислениями и завышением контрольных показателей на 14 млн. руб.
Значительные темпы прироста поступлений в городской бюджет обеспечили платежипо налогу на прибыль. Динамика их роста составляет 253%. Наибольший удельный вес платежей в городской бюджет имеют предприятия электроэнергетики: РАО "ЕЭС России" 39% и концерн "Росэнергоатом" 11%.
Особое внимание в 2003 году уделялось проведению контрольной работы, повышению ее эффективности. Эффективность выездных налоговых проверок имеет стойкую динамику роста. Результативность выездных проверок увеличилась на 4% и составляет 81,%, камеральных проверок составляет 6%. В результате налоговых проверок в 2003 году доначисленно 353 млн. руб., что на 40 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В городской бюджет доначислено 35 млн. руб., что на 10 млн. руб. больше чем в 2002 году.
Взысканопо результатам контрольной работы 190 млн. руб., что на 160 % выше уровня предшествующего года. В городской бюджет от контрольной работы поступило 25 млн. руб. или71% от доначисленных.
Важнейшим резервом пополнения бюджета является задолженность. В 2003 году по ней применен весь комплекс мер принудительного взыскания, предусмотренный налоговым законодательством. Задолженность за текущий год снизилась на 607 млн. руб. включая сумму мобилизованныхналоговых платежей в размере 287 млн. руб. и составила 1715 млн. руб. Из общего объема задолженность по налоговым платежам составляет 43%, задолженность по уплате штрафных санкций и пени 57%.
Основная сумма задолженности приходится на предприятия промышленности – 720 млн. руб. или 42%, строительства - 603 млн. руб. или 35%, жилищно-коммунальные хозяйства - 182 млн. или более 10%.
Основными причинами образования задолженности по платежам продолжает являться неплатежеспособность предприятий, проведение процедур банкротства и т.д. В связи с этим по определенной группе налогоплательщиков мобилизация задолженности в бюджет не представляется возможной, доля такой задолженности составляет 96%. Анализ ее свидетельствует, что задолженность предприятий, у которых по решению Арбитражного суда введено конкурсное производство, составляет 34%, задолженность по отсроченным платежам составляет 249 млн. руб. или 15%, текущая задолженность предприятий - банкротови потенциальных банкротов составляет 196 млн. руб., что больше 11% от общей задолженности.
Аналогичная ситуация по возможности мобилизации задолженности в городской бюджет.
Задолженность в городской бюджет за истекший год уменьшилась на 25 млн. руб. и составила 186 млн. руб. Наиболее крупными недоимщиками в городской бюджет являются муниципальные предприятия (МУП "Водоканал"-6млн. руб., КЖКХ, УМЖХ-2 млн. руб.), сельхозпредприятия ( СПК "Зоркинский" 2 млн. руб.), СПК "Поливной"- 0,5 млн. руб., СПК "Студенецкий"- 0,5 млн. руб.), ОАО "Саратовгэсстрой" сумма недоимки25 млн. руб.
За 2003 год выставлено инкассовых поручений на расчетные счета предприятий в соответствии со ст. 46 НК РФ на сумму 618 млн. руб. Взыскано 65 млн. руб. - это менее 11 % от выставленных.
В соответствии со ст. 69 НК РФ направлено требований об уплате налогов и сборов на сумму 738 млн. руб. Взыскано 137 млн. руб. или 19%.
Необходимо отметить, что наиболее эффективной мерой принудительного взыскания является ст. 47 НК РФ, в соответствии с которой в 2003 году вынесено постановлений о взыскании платежей за счет имущества налогоплательщиков на сумму 330 млн. руб. Добровольно погашено предприятиями 63 млн. руб. или 19 %.
Сумма "погашено за счет реализации арестованного имущества и изъятия денежных средств" в 2003 году составила 18 млн. руб., что на 14 млн. больше предшествующего года.
Сформированы и направлены на банкротство материалы по 64 предприятиям-недоимщикам на сумму задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды 64 млн. руб.
За истекший год в соответствии с ПостановлениемПравительства 100 от 12.02.02 г. принято 227 решений о признании безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пени на сумму 161 млн. руб.
Особенностью формирования территориального в т.ч. городского бюджетов в целом является то, что он формируется за счет платежей структурных подразделений предприятий электроэнергетики, головные предприятия которых находятся в г. Москве.
В соответствии с законодательством уплата налога на прибыль головными предприятиями, находящимися вне территории субъекта РФ, за структурные подразделения, находящиеся на территории БМО, осуществляется на основе удельного веса стоимости основных средств, которыми наделены структурные подразделения в общем объеме основных средств головного предприятия. Процесс формирования бюджета по налогу на прибыль по этим структурным подразделениям со стороны органов местного самоуправления и налоговых органов является нерегулируемым, в связи с тем, что факторами, влияющими на величину налога, подлежащего перечислению в территориальный бюджет, являются переоценки имущественных комплексов других структурных подразделений головного предприятия, а также реорганизация предприятий, связанная с процессом реорганизации всей энергосистемы страны.
Поэтому на 2004 год перед коллективом стоит задача полного исполнения бюджета. Проблема заключается в том, что результаты структурных преобразований в системе РАО "ЕЭС России", изменений законодательства в
части определения расходов, уменьшающих доходы по налогу на прибыль в
ядерной энергетике, по налогу на имущество и изменения налоговых ставок по
земельному налогу были недостаточно учтены при формировании контрольных
показателей территориального бюджета на текущий год. В связи с этим имеется
основание утверждать, что контрольные показатели по налогу на прибыль,
налогу на землю, налогу на доходы физических лиц завышены, в результате контрольные показатели I квартала по поступлениям в территориальный бюджет не выполнены. Проблемы с выполнением плана, по которым нам предстоит решать.
Одной из главных задач на текущий год является дальнейшее увеличениеуровня собираемости налогов на основе улучшения администрирования налогов, а также совершенствование системы организации обеспечения несвоевременных платежей всеми мерами, предусмотренными налоговым законодательством на основе использования информационного комплекса электронной обработки данных и перехода на типовую структуру инспекции с установленной предельной численностью работников свыше 100 единиц. Наша задача не только не допустить роста недоимки, а существенным образом ее снизить.
Несмотря на то, что в прошедшем году мы достигли значительного повышения эффективности контрольной работы, определенные резервы в этом имеются.
Необходимо повысить результативность выездных и камеральных проверок, увеличить количество камеральных проверок, проводимых с привлечением первичных документов, повысить взыскиваемость доначисленных сумм.
Задачи, стоящие перед инспекциейзначительны. Это исполнение бюджетов повышение эффективности контрольной работы, это совершенствование структуры инспекции и взаимоотношений с налогоплательщиком.
Спасибо за внимание.
Руководитель Межрайонной ИМНС России2 по Саратовской области
Советник налоговой службы РФ 1 ранга А.Ю. Кузнецов
|