10-06-2003 11:03 Обсуждаем Послание Президента РоссииПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Обсуждаемого Послания ждали напряженно и долго - оно запаздывало. Это придало оглашению документа дополнительную интригу. И в итоге документ оправдал ожидания своей непредсказуемостью.
Как уже отметили аналитики, нынешнее президентское Послание впервые содержит отчет о проделанном за 3-х летний период и впервые ставит проблему консолидации, т. е. мобилизации интеллектуальных сил, соединения усилий органов власти, гражданского общества, всех людей в стране.
Согласно мысли В. Путина подобная консолидация необходима по двум взаимосвязанным причинам.
Во-первых, для того, чтобы Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира.
Для того, чтобы: Россия стала страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией; страной с конкурентоспособной рыночной экономикой.
Чтобы страна имела современные, хорошо оснащенные и мобильные вооруженные силы.
И консолидация нужна, чтобы Россия могла успешно противостоять современным угрозам. К таковым Президент отнес десяток различных факторов современной общественной жизни от сохранения бедности населения до терроризма и распространения ядерного оружия.
Кстати, о бедности. По данным, озвученным на заседании Саратовской общественной палаты 3 % населения России владеют ныне 30 % мировых ресурсов, а треть населения находится за порогом бедности.
Отсюда призыв В. Путина к олигархам - повернуться к народу лицом. Отсюда же отчаянность призыва консолидироваться "хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей и задач".
По смыслу Послания к такой базовой общенациональной ценности В. Путин, прежде всего, относит идею гордости за сильную и державную Россию.
А чтобы она таковой стала в Послании выдвинуты три общенациональные проблемы, которые требуют своего решения.
Первая такая проблема - демографический упадок. В Послании отмечено, что за 3 года рост смертности населения вырос на 10 % и представляется, что это весьма оптимистическое заявление. Например в Саратовской области только в 2002 году число умерших в 1,9 раза превысило число родившихся. С 1990 года число совершивших самоубийство возросло на 41 %, в том числе в трудоспособном возрасте на 60 %. И не случайно снижается средняя продолжительность жизни - только с 1999 по 2002 года она снизилась по стране на 3 года, достигнув рубежа в 64 года.
Решение этой проблемы В. Путин видит в стабильном экономическом росте, который только и может способствовать повышению благосостояния граждан России.
В связи с этом встает вторая общенациональная проблема - экономическая слабость России.
Отмечая в Послании успехи в экономической сфере, В. Путин обращает внимание на неустойчивость экономического роста, тем более, что в 2002 году он и вообще резко снизился - если в 2000 году он достигал 10 %, то в прошедшем уже только чуть более 4 %.
И это притом, как отметил Президент, что экономический рост обеспечивался в основном благоприятным состоянием мировой конъюнктуры, а долго это продолжаться не может.
Кроме того, среди экономических проблем В. Путин выделил и то, что регулируемые государством тарифы на продукцию и услуги инфраструктурных монополий повышаются темпами, опережающими рост цен в свободном секторе российской экономики. В результате монополисты душат производство и бизнес.
Не смог здесь Президент обойти стороной проблему социальных обязательств государства: законодательная и исполнительная власть выдала таковых на 6,5 триллионов рублей, что вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России. А значит у людей растет недовольство из-за обманутых ожиданий. Чтобы преодолеть, решительно преодолеть экономическую отсталость страны В. Путин выдвинул две самые амбициозные приоритетные задачи: удвоение внутреннего валового продукта и достижение полной конвертируемости рубля.
Что же нам предстоит увеличить вдвое за 10 лет? ВВП - это обобщенный показатель функционирования экономики, выражающий совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны за определенный период времени в рыночных ценах. Чтобы этого добиться необходима полная переориентация экономики России с ресурсного сектора на производящий.
А для решения этой сложнейшей задачи, в свою очередь, придется справиться с третей общенациональной проблемой - неэффективностью государства. Неэффективность государства в Послании связана, прежде всего, с огромными полномочиями государственной бюрократии, которые, вместе с тем, не соответствуют "качеству власти". В. Путин ставит задачу радикального сокращения функций государственных органов. В нашей области шаги в аналогичном направлении уже намечены - объявлено о значительном сокращении министерств и ведомств и о доведении числа государственных чиновников до 1 200 человек ( ныне их насчитывается около 2 000).
Но губернатор не хочет, видимо, на этом останавливаться. На встрече с депутатами областной Думы он заявил, что должна существовать пропорциональность численности органов власти различного уровня и расходов на их содержание. А это значит может пойти сокращение чиновников и в органах местного самоуправления.
Здесь хотел бы перейти к проблемам консолидации, так сказать, на местом уровне, без чего, видимо, трудно будет определять перспективы социально-экономического развития Балаковского муниципального образования.
Убежден, одной из проблем, способных консолидировать местную общественность и местную власть может стать правовое обеспечение предстоящей реформы местного самоуправления.
То что Устав Балаковского муниципального образования не отвечает требованиям времени, знают все, кто с ним работает и говорят об этом давно. Теперь же, когда будут реформироваться муниципальные образования, просто необходимо начинать работу по подготовке нового Устава муниципального образования. И, прежде всего, общественность и местная власть должны определиться в вопросе о том, какая система органов местного самоуправления нужна жителям. Напомню, по проекту нового закона о местом самоуправлении глава муниципального образования может избираться населением и тогда он вправе возглавить местную администрацию. Но необходима должность Председателя представительного органа местного самоуправления. Если же главу муниципального образования избирают из числа депутатов, он будет Председателем Совета, а местную администрацию будет возглавлять нанятый по контракту специалист управленец.
С учетом того, что Балаковское муниципальное образование взяло в свое время на себя ответственность за судьбы села, будет вполне оправданным, если местная власть и общественность позаботятся о правовом обеспечении тех муниципальных образований, которые будут формироваться на территориях сельских поселений, расположенных ныне на территории нашего муниципального образования.
Стоит начать проработку вопроса о воссоздании, в новом качестве, Балаковского муниципального района. Ведь здесь могут возникнуть весьма непростые проблемы выстраивания взаимоотношений между сельскими муниципальными образованиями, органами власти муниципального района и городского округа.
В связи с этим выскажу мысль прямо противоположную высказанной губернатором. До завершения реформы местного самоуправления нецелесообразно сокращать муниципальных служащих. Нам еще понадобятся специалисты, способные стать главами сельских муниципальных образований, войти в сельские исполнительные органы местного самоуправления.
В завершении еще раз о консолидации, провозглашенной В. Путиным. Создается впечатление, что и удивление ВВП, и конвертируемость рубля, и профессиональная армия - не цели, а средства достижения одной самой важной для Президента политической цели - формирования пропрезидентского большинства в новом составе Государственной Думы. И, не удивительно, если "медведи" прилепят к своим знаменам президентские лозунги и станут претендовать на ту самую консолидирующую силу российского общества, которая позволит Президенту впоследствии сформировать Правительство России, опирающееся на парламентское большинство.
Николаев К. А., доцент филиала ПАГС в г. Балаково
|