Нам, родителям, иногда кажется, что наши дети ничего не знают о патриотизме, не интересуются историей своего края. Да, они много говорят о конкурентоспособности, ЭГЭ, о комфорте. Мы с гордостью пели: «Наш адрес – не дом и не улица, наш адрес – Советский Союз». Мы чувствовали себя гражданами великой страны.
А чувствуют ли сегодняшние старшеклассники школы свою причастность к родному краю, к России? Об этом я думала, когда шла в школу № 16, куда пригласили меня как председателя управляющего Совета этой школы на региональный семинар «Традиции и новации в патриотическом воспитании юных россиян».
Приветствуя гостей, директор школы Запяткина Т.Г. говорила о том, что воспитанию патриотизма в школе всегда уделялось особое внимание. С 80-х годов музей боевой славы и литературно-краеведческий музей «Истоки» являются центрами воспитательной работы. С 2004 года открыты классы оборонно-спортивного профиля. «Воспитание патриотизма, – говорила директор, – сложная задача. Невозможно воспитать патриотизм по принципу внушения: «Будьте патриотами! Любите свою Родину!» Наша задача – не приказывать, внушать, а в том, чтобы создать у ребёнка комфортное ощущение, что он звено в огромной цепи, которое связывает настоящее и прошлое. От этого зависит его будущее».
Экскурсия по музеям школы убедила меня в том, что ученики школы сюда пришли не случайно. Они с гордостью рассказывали гостям о новых экспозициях, читали стихи о воинах – участниках локальных войн.
На круглом столе «Кто он, патриот России?» ученики спорили, можно ли воспитать патриотизм, в чём он проявляется, нужен ли он для развития личности. В конце дискуссии, в которой участвовали и взрослые, педагоги школы, члены президиума саратовского отделения Всероссийского педагогического общества – все пришли к выводу, что патриот тот, кто упорно учится, добывая знания, честно трудится, участвует в социально значимых акциях: «Добрые руки», «Обелиск». Например, одиннадцатиклассник Василий Крошкин и десятиклассник Антон Негреба учатся на «4» и «5», участники муниципальных и региональных олимпиад. А ученики 10 «А» класса работают на благоустройстве школьной территории, проводят мероприятия для младших школьников, реализуют проект «Моя школа».
В актовом зале никого не оставил равнодушным фрагмент традиционного школьного праздника «Посвящение в старшеклассники». Ученики класса оборонно-спортивного (кадетского) профиля показали свои умения в разборке и в сборке макета автомата Калашникова, «оживили» робота-тренажёра, вальсировали и пели пронзительную песню о России.
В этом году моя дочь Марина заканчивает школу, она учится на «4» и «5» в кадетском классе. И я благодарю коллектив школы за кропотливую, постоянную работу по воспитанию граждан. Я вижу: моя дочь любит свою школу, свой город Балаково. А это и есть чувство патриотизма.
Нестерова Любовь Ивановна,
председатель управляющего Совета СОШ № 16.