Информация об обеспечении требований пожарной безопасности в населенных пунктах и объектах в весеннее - летний пожароопасный период на территории Балаковского муниципального района
На сегодняшний период на территории Балаковского муниципального района зарегистрировано 52 пожара (АППГ – 50), ущерб от которых составил более 5 млн. руб. (АППГ – 3 млн.руб.). На пожарах погибло 11 человек (АППГ – 12 человек); получили травмы различной степени тяжести – 10 человек (АППГ – 6 человек). Данная статистика не может не вызывать беспокойства.
Из анализа видно, что обстановка с пожарами на территории Балаковского муниципального района в последние годы остается не простой, число возгораний в жилом секторе, если не растет, то держится на достаточно высокой цифре, в огне продолжают гибнуть люди. Особенно остро проблема пожаров стоит в сельской местности. На муниципальном уровне её решением занимаются органы местного самоуправления и надо сказать, пока всё остается на низком уровне, а именно из 17 сельских поселений практически не в одном муниципальном образовании не создана муниципальная или добровольная пожарная охрана.
Перед главами администраций муниципальных районов в период весеннее - летнего пожароопасного периода стоит задача: обеспечить каждый населённый пункт мотопомпой, ёмкостями для подвоза воды, а также подготовить подъездные пути к источниками воды, отремонтировать гидранты и обучить людей действиями в чрезвычайных ситуациях.
В сельской местности первым подразделением, пребывающим на пожар, является добровольная пожарная дружина, задача которой заключается в подаче первого ствола и в принятии мер по локализации пожара, спасению людей и имущества до прибытия подразделений ГПС.
В Балаковском районе имеется официально 4 пожарных автомобиля (Матвеевское МО, Красноярское МО, Комсомольское МО и Еланское МО) и 2 пожарные мотопомпы ( Пылковское МО и Комсомольское МО), но не в одном МО не создана муниципальная или добровольная пожарная охрана, а где техника не эксплуатируется, то она быстро стареет и выходит из строя.
В апреле месяце в рамках исполнения поручения Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова и распоряжения главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору сотрудниками отдела надзорной деятельности по Балаковскому району проведены внеплановые проверки сельских муниципальных образований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а также готовность населенных пунктов к пожароопасному весеннее – летнему периоду.
В результате проверок были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности:
- не проведена опашка населенных пунктов по периметру, а если проведена частично то не на должном уровне, т.е. ширина опашки не соответствует нормативным требованиям;
- не отвечают требованиям пожарной безопасности наружное п/п водоснабжение населённых пунктов (не все водонапорные башни оборудованы устройствами для забора воды пожарными автомобилями, к естественным и искусственным водоисточникам отсутствуют подъезды с твердым покрытием (пожарные пирсы размером 12х12 м);
- не все населенные пункты обеспечены пожарными мотопомпами, либо приспособленными для тушения пожаров автомобилями, не организовано круглосуточное дежурство личного состава добровольной либо муниципальной пожарной охраны;
- не во всех селах имеются звуковые системы оповещения людей о пожаре, а также не определен порядок оповещения и эвакуации людей в случаи пожара в безопасное место;
- отсутствует наружное освещение в населенных пунктах в темное время суток.
В связи с наступлением весеннее – летнего пожароопасного периода особое внимание должно быть уделено прежде всего вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах и объектах различной форм собственности, расположенных в сельской местности. Связано это с тем, что на территории Балаковского муниципального района не исключена возможность возникновения природного пожара (как лесного, так и степного) с последующим перебросом огня на жилые и нежилые постройки.
Избежать случаев трагедий, которые имели место на территории Саратовской области в 2010 году, когда были уничтожены огнем целые населенные пункты, позволит решение в полном объеме полномочий муниципальных образований сельского и городского поселений Балаковского муниципального района по обеспечению в населенных пунктах первичных мер пожарной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Жаркое лето 2010 года показало: чтобы защитить население и территорию района от пожаров, не менее важно не только построить отдельные посты и создать добровольную пожарную дружину, но и провести ряд конкретных практических мероприятий, что в случаи сильной жары и засухи позволит уберечь от огня населённые пункты в том числе и расположенных в лестных массивах, а именно:
- населенные пункты (поселок Головановский, поселок Грачи, хутор Тупилкин, хутор Бителяк), расположенные в непосредственной близости от лесных массивов, должны быть опаханы на границе леса шириной опашки, достаточной для обеспечения условия, исключающего переброс огня с леса на населенные пункты;
- населенные пункты, расположенные в степной зоне, с целью исключения переброса огня с сухой травы на постройки населенного пункта, должны быть опаханы по периметру населенного пункта шириной опашки, достаточной для обеспечения условия, исключающего переброс огня на населенные пункты;
- населенные пункты вне зависимости от количества жителей должны быть обеспечены звуковыми системами оповещения людей о пожаре (типа «сирена», «ревун»). Кроме того, в населенных пунктах должен быть определен порядок оповещения и эвакуации людей в случае пожара в безопасное место, назначены ответственные за проведение оповещения, сбор и эвакуацию людей;
- содержание населенного пункта в пожаробезопасном состоянии, проведение очистки населенного пункта от сухой травы, мусора и т.д.;
- обеспечение подъездов с твердым покрытием к населенным пунктам;
- обеспечение населенных пунктов источниками противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, естественные и искусственные водоисточники, водонапорные башни и т.д.), приспособленными для забора воды пожарными автомобилями;
- обеспечение населенных пунктов телефонной связью и ее работоспособность;
- наличие в каждом населенном пункте пожарной (пожарные автомобили, пожарные мотопомпы) либо приспособленной для тушения пожаров техники. Обеспечение круглосуточного дежурства личного состава добровольной либо муниципальной пожарной охраны на весь весенне-летний период
- на летний период каждый жилой дом должен быть обеспечен бочкой с водой. Отсюда возникает вопрос, какая бочка, какой объем? Некоторые нерадивые хозяева ставят ёмкость на 50 – 100 литров, а это явно недостаточно для пожаротушения, ведро показывают то, которое стоит в сарае для хозяйственных нужд. Делают это для галочки, чтобы отвязались. На мой взгляд, как показывает практика, ёмкость с водой должна быть не менее 400 литров и ведро, выкрашенное в красный цвет. Скажете, мелочи? А ведь от одного брошенного окурка порой сгорает целое поле и прилегающий лес. Так что в вопросах пожарной безопасности мелочей не бывает.
В настоящее время в районе подготовлен и утвержден перечень населённых пунктов и садоводческих товариществ, подверженных угрозе пожаров.
Главами администраций г. Балаково и сельских поселений и председателями садоводческих товариществ разработаны и утверждены паспорта пожарной безопасности населённых пунктов, и садоводческих товариществ и кооперативов.
Сложная ситуация с лесными пожарами 2010 года выявила ряд проблем. Некоторые пострадавшие от огня сёла и деревни не были опаханы, так как не находятся в лесных массивах. Опашку целесообразно проводить всех населённых пунктов, т.к. имеются заброшенные поля, несвоевременно скашивается трава и т.д., причём противопожарная полоса, которую делает один трактор с плугом, 2,0 метра не функциональна. Для того, чтобы сдержать пламя, она должна быть не менее 6 метров.
Практика причин пожаров в весеннее – летний период показывает, что в большинстве случаев они происходят в результате посещения гражданами лесов для отдыха, рыбалки или охоты. В существующих нормативно – правовых документах такая мера ограничения, как запрет на посещение лесов, отсутствует. Поэтому оштрафовать человека в лесу, пока он не развёл открытый огонь, нельзя. А приставить к каждому отдыхающему по специалисту надзорной деятельности невозможно.
Поэтому необходим новый правовой документ, на который можно было бы ссылаться, во – вторых, лесники смогут передавать информацию в отдел надзорной деятельности, и нарушители будут нести ответственность в соответствии с Административным кодексом Российской Федерации.
В Федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» сказано, что одна из первичных мер пожарной безопасности – обучение населения правилам пожарной безопасности. Обязанность за это возложена на должностные лица муниципальных образований сельсоветов. Но в законах и нормах не прописано, каким образом они должны осуществлять образовательный процесс, каков должен быть процент охвата населения и в какой срок должно пройти обучение. На мой взгляд, должны быть внесены изменения в закон, что обучать может только специалист, прошедший специальную подготовку и имеющий соответствующее удостоверение, обучение должно проходить ежегодно, а с введением особого противопожарного режима обучение должно пройти в трехдневный - пятидневный срок и охватить не менее 50 % населения, тогда будет положительный эффект.
Подводя итоги своего выступления, я бы хотел остановиться на одной прописной истине. Ведь горим мы потому, что не выполняем предписанное. Содержание статьи 26-й Правил пожарной безопасности в Российской Федерации можно и не знать, однако соблюдать элементарные правила – не жечь сухую траву и мусор возле собственных домов и дач, не бросать не потушенные окурки, не оставлять без присмотра электрические и газовые приборы и т.д., тем самым защитить свои дом, квартиру от пожара. Я думаю это доступно каждому.
И в заключении хочу сказать, что только выполнение всех вышеперечисленных мероприятий, как руководителями так и жителями нашего района позволит в наступивший весеннее – летний пожароопасный период решить основную задачу – не допустить пожаров и гибели людей на них, тем самым обеспечить условия комфортного проживания населения в Балаковском муниципальном районе.
Начальник отдела надзорной деятельности по Балаковскому району А.Г. Пудиков