Об исполнении районного бюджета Балаковского муниципального района за 2009 год
Доходная часть районного бюджета БМР за 2009 год исполнена в сумме 2 636,7 млн. рублей или 99,8% к уточнённому плану (2 641,3 млн. рублей), (не выполнение составило 4,6 млн. рублей в связи с неполучением безвозмездных поступлений в сумме 6,2 млн. рублей), или 118% к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимых нормативах отчислений 2 234,9 млн. руб.), из них:
налоговые и неналоговые доходы составили 846,4 млн. рублей или 100% к уточнённому плану (844,7 млн. рублей), и на 105,0 млн. рублей и 14% больше соответствующего периода прошлого года (741,4 млн. руб.).
Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объёме районного бюджета составляет 32% (в 2008 году 33%).
В структуре налоговых и неналоговых доходов:
- налоговые платежи составляют 62%, выполнение их составило 527,4 млн. рублей или 100% к уточнённому плану года, и 92% к соответствующему периоду прошлого года (572,9 млн. рублей).
64% всех налоговых и неналоговых доходов районного бюджета Балаковского муниципального района получены за счёт 2-х источников - НДФЛ, удельный вес, которого в общем объёме налоговых и неналоговых доходов составил 53% (448,7 млн. рублей) и 96% к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимых нормативах отчислений 465,8 млн. рублей);
- ЕНВД – 11% (96,6 млн. рублей) или 104% к соответствующему периоду прошлого года (93,0 млн. рублей);
- неналоговые доходы составляют 38% и выполнены в сумме 319,0 млн. рублей или 100% к уточнённому годовому плану, или 189% к соответствующему периоду прошлого года (168,5 млн. рублей), их них:
- доходы от использования имущества в сумме 109,2 млн. рублей или 100% к уточнённому годовому плану, или 98% к соответствующему периоду прошлого года (112,0 млн. рублей), удельный вес доходов от использования имущества составляет 13% к налоговым и неналоговым доходам (846,4 млн. руб.);
- доходы от продажи муниципального имущества в сумме 23,1 млн. руб., или 100% к плану 2009 года, удельный вес продажи имущества составляет 3% к налоговым и неналоговым доходам (846,4 млн. руб.);
За 2009 год в районный бюджет БМР от бюджетообразующих предприятий поступило платежей в сумме 127,6 млн. рублей, что составляет 15% к налоговым и неналоговым доходам (846,4 млн. рублей) и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года меньше на 24,2 млн. рублей (в сопоставимых нормативах отчислений 151,8 млн. рублей). В разрезе крупных предприятий наибольший удельный вес поступлений в районный бюджет БМР составил от Балаковской АЭС - 8% или 68,9 млн. рублей (2008 год - 10% или 74,3 млн. рублей), ОАО «Балаковорезинотехника» - 3% или 25,3 млн. рублей (2008 год - 6% или 45,3 млн. рублей), ООО «Балаковские минеральные удобрения» - 3% или 29,0 млн. рублей (2008 год - 3% или 25,1 млн. рублей).
Потери районного бюджета БМР на 01.01.2010 года составили 200,8 млн. рублей, в том числе:
- снижение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 17,2 млн. рублей (от крупнейших налогоплательщиков в общей сумме 28,1 млн. рублей из них: ОАО «БРТ» -19,4 млн.рублей, «Химэкс» -4,0 млн.рублей, БАЭС -4,7 млн.рублей);
- снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Балаковского муниципального района на 113,4 млн. рублей в соответствии с Законом Саратовской области № 119-ЗСО от 31.07.2009 года «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об областном бюджете на 2009 год».
- возврат из районного бюджета БМР налоговых доходов в сумме 70,2 млн. рублей, в том числе: налога на прибыль за 2005 год ОАО «ФСК ЕЭС» 33,2 млн. рублей, НДФЛ по социальным вычетам за 2008 год в сумме 22,6 млн. рублей, ЕНВД - 2,0 млн. рублей, ЕСХН - 0,9 млн. рублей, возврат в областной бюджет остатков субсидий и субвенций прошлых лет за счет собственных средств -9,6 млн. рублей. Возврат переплаты по налогам из районного бюджета БМР по сравнению с 2008 годом увеличился на 53,9 млн. рублей (в сопоставимых нормативах отчислений 16,3 млн. рублей).
Безвозмездные поступления исполнены в сумме 1 790,3 млн. рублей или 99,7% к уточненному плану года (1 796,5 млн. рублей) (не выполнение составило 6,2 млн. рублей), и 120% к соответствующему периоду прошлого года (1 493,5 млн. рублей), в том числе:
субсидии исполнены в сумме 916,2 млн. рублей или 99,8% к уточненному плану года (917,8 млн. рублей) (не выполнение составило 1,6 млн. рублей), и в 1,9 раза больше соответствующего периода прошлого года (478,3 млн. рублей), из них:
субсидии на реализацию федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в сумме 710,9 млн. рублей,
субвенции исполнены в сумме 595,7 млн. рублей или 99,2% к уточненному плану года (600,3 млн. рублей) (не выполнение составило 4,6 млн. рублей), и 122% к соответствующему периоду прошлого года (489,9 млн. рублей)
- дотации Балаковскому муниципальному району – 209,8 млн. руб., или 65% к утверждённому плану года (322,9 млн. рублей), и 100% к уточненному плану года и 40% к соответствующему периоду прошлого года (519,5 млн. рублей).
План по безвозмездным поступлениям не выполнен в связи с неполучением безвозмездных поступлений в сумме 6,2 млн. рублей, в том числе: субсидию на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в сумме 1,5 млн. рублей; субвенции на 4,7 млн. рублей, из них: за классное руководство - 0,6 млн. рублей; на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - 3,0 млн. рублей; на денежные выплаты мед. персоналу ФАП, врачам скорой мед помощи - 1,1 млн. рублей)
Удельный вес безвозмездных поступлений составляет 68% в общем объеме доходов районного бюджета (удельный вес в 2008 г. - 67%)
В целях увеличения доходного потенциала районного бюджета БМР за 2009 год администрацией БМР проведены следующие мероприятия:
- осуществлялась работа межведомственных комиссий по привлечению дополнительных средств в районный бюджет БМР:
- по вопросам увеличения налоговой базы в БМР проведено 10 заседаний комиссий по итогам работы, которых дополнительно поступило в районный бюджет БМР 5,0 млн. рублей;
-по легализации заработной платы предприятиями малого бизнеса и её повышению до прожиточного уровня проведено 42 заседания комиссий, по итогам работы, которых дополнительно привлечено в районный бюджет БМР 5,4 млн. рублей НДФЛ. Всего дополнительно получено 10,4 млн. рублей;
- принимались меры по увеличению доходов от использования муниципального имущества (прочая аренда), в результате в районный бюджет дополнительно поступило 28,3 млн. рублей;
- получены доходы от реализации муниципального имущества в сумме 23,1 млн. рублей.
- осуществлялось взаимодействие с налоговыми органами и администраторами платежей по вопросу начисления, своевременной уплаты платежей в районный бюджет и снижения недоимки.
В результате принятых мер администрацией БМР в районный бюджет БМР поступило доходов в сумме 61,8 млн. рублей.
Кассовые расходы районного бюджета Балаковского муниципального района за 2009 год составили 2885,4 млн.рублей или 98% к плану года (план года - 2932,5 млн. рублей), из них: за счет собственных средств (в т.ч. за счет поступлений от платной деятельности, дотации из областного бюджета, кредитов) - 1288,2 млн.рублей; за счет целевых безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней - 1597,2 млн.рублей.
На социальную сферу направлено 1716,9 млн.рублей или 60% от общей величины расходов, из них на образование – 980,8 млн.рублей или 34%, на здравоохранение и спорт – 430,3 млн.рублей или 14%, на социальную политику – 216,7 млн.рублей или 8%, на культуру – 89,1 млн.рублей или 3%.
На финансирование двух приоритетных направлений – зарплаты и ТЭР – по учреждениям бюджетной сферы, финансируемым за счет средств местного бюджета направлено 827,9 млн.рублей или 64% от собственных расходов, из них: на зарплату с начислениями – 631,8 млн.рублей или 49%; ТЭР –196,1 млн.рублей или 15%.
Зарплата и ТЭРы по учреждениям бюджетной сферы выплачена в полном объёме. Задолженности по указанным выплатам на 01.01.2010г. не имеется.
На содержание органов местного самоуправления за счет средств районного бюджета БМР в 2009 году направлено 124,4 млн.рублей или 94% к плану 2009 года (131,2 млн.рублей), удельный вес к общей величине расходов (2885,4 млн.рублей) составляет 4%. Экономия средств в 2009 году составила 6,8 млн.рублей. При нормативе формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в 2009 году в размере 8,26 утвержденном Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2008г. №542-П, фактически доля расходов на содержание органов местного самоуправления в 2009 году в сумме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета БМР, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района и субвенции по расчету и предоставлению дотаций поселениям, составила 8,0%.
По отрасли «ЖКХ» исполнение за 2009 год составило 947,8 млн.рублей или 100% к плану 2009 года, из них на реализацию федеральных и областных целевых программ было направлено 923,0 млн. рублей, в т.ч.:
- на обеспечение мероприятий в рамках №185-ФЗ (кап. ремонт МКД, ветхое жилье) – 892,1 млн. рублей (в т.ч.: кап. ремонт – 382,9 млн.рублей; ветхое жилье – 509,2 млн.рублей);
- на строительство и реконструкцию водоснабжения в сельской местности в рамках федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года» - 30,9 млн.рублей.
По разделу «Национальная экономика» исполнение за 2009 год составило 45,9 млн.рублей или 96% к плану 2009 года (47,9 млн.рублей), в том числе на развитие малого предпринимательства (Бизнес-инкубатор) – 45,2 млн.рублей (из них 23,1 млн.рублей – федеральный бюджет; 21,5 млн.рублей – областной бюджет; 0,6 млн.рублей – районный бюджет БМР) или 96% к плану года (47,1 млн.рублей).
По разделу «Социальная политика» исполнение за 2009 год составило 216,7 млн.рублей или 88% к плану 2009 года (245,9 млн.рублей), из них:
- по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» - 87,2 млн. рублей (из них 69,4 млн.рублей – федеральный бюджет; 17,8 млн.рублей – областной бюджет) или 77,5% к плану 2009 года (112,5 млн.рублей);
- на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с заявкой МУ «Служба субсидий» – 115,0 млн.рублей (из них 87,9 млн.рублей – федеральный бюджет; 27,1 млн.рублей – областной бюджет) или 96% к плану 2009 года (118,8 млн.рублей);
- на доплаты к пенсиям муниципальным служащим и льготы почетным гражданам за счет средств районного бюджета БМР в соответствии с заявкой МУ «Служба субсидий» направлено в 2009 году 2,8 млн.рублей или 100% к плану года.
Всего на реализацию муниципальных целевых программ из районного бюджета было направлено 138,1 млн.рублей или 100% от уточненного плана 2009 года, в том числе:
- на МЦП «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда БМР на 2009-2010 гг.» (оплата разницы в площадях) – 128,1 млн. рублей;
- на МЦП «Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории БМР на 2009 год» (оплата муниципальной доли) – 2,8 млн.рублей;
- на функционирование муниципальных автономных учреждений «Альбатрос» и «Форум» - 3,05 млн.рублей;
- на МЦП «Профилактика правонарушений и преступлений на территории БМР на 2008-2010 гг.» – 1,0 млн.рублей;
- на МЦП «Энергоэффективность Балаковского муниципального района на 2009 год» - 0,8 млн.рублей;
- на повышение безопасности дорожного движения – 0,5 млн.рублей;
- на МЦП «Маугли» - 0,6 млн.рублей;
- на МЦП «Развитие оздоровительного автономного учреждения «Детский оздоровительно-образовательный центр «Салют» на 2009 год» - 0,4 млн.рублей;
- на МЦП «Молодежь БМР» - 0,3 млн.рублей и т.д.
За счет средств районного бюджета БМР в бюджеты сельских МО в 2009 году перечислены межбюджетные трансферты в сумме 11,5 млн.рублей, из них: 8,1 млн.рублей – дотация из районного фонда финансовой поддержки поселений; 3,7 млн.рублей – на софинансирование строительства и реконструкции водоснабжения в сельской местности в рамках программы «Социальное развитие села до 2012 года».
В рамках финансового кризиса, снижения налоговых поступлений
от предприятий БМР на 8% (НДФЛ в сумме 17,2 млн.рублей), произведенного возврата из районного бюджета БМР переплаты налоговых доходов прошлых лет в сумме 70,2 млн.рублей, а также уменьшения в 2009г. дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района согласно Закону Саратовской области от 31.07.2009 года №119-ЗСО в размере 113,4 млн.рублей произошло снижение доходов районного бюджета в 2009 году на 200,8 млн.рублей, в связи с чем в Балаковском муниципальном районе сложилось тяжелое финансовое положение. Кроме того, Балаковским муниципальным районом были приняты дополнительные расходные обязательства в сумме 163,4 млн.рублей по переданным полномочиям муниципальными образованиями на уровень Балаковского муниципального района, не предусмотренные в первоначально утверждённом районном бюджете на 2009 год, в том числе:
- по исполнению обязательств по расходам (зарплата, ТЭР) учреждений культуры, спорта и молодежной политики, переданных на уровень МО город Балаково и муниципальных образований, входящих в состав Балаковского муниципального района, по Закону Саратовской области № 143-ЗСО от 30.09.2009 года «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О разграничении муниципального имущества между Балаковским муниципальным районным и вновь образованными поселениями, входящими в состав БМР» в сумме 72,5 млн.рублей;
- по финансированию целевых программ в сумме 90,9 млн.рублей, в том числе:
а) по финансированию мероприятий по переселению граждан
из непригодного для проживания жилья (разница в цене), не учтенному
в первоначально утвержденном бюджете, в сумме 66,6 млн.рублей;
б) по финансированию проектно-изыскательских работ в рамках
не программных мероприятий по реализации №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в сумме 4,8 млн.рублей;
в) по финансированию мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 2,8 млн.рублей в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
г) по содержанию уполномоченного органа муниципального учреждения Балаковского муниципального района «Служба жилищного хозяйства» в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в сумме 10,8 млн.рублей;
д) по финансированию водоснабжения сел Балаковского муниципального района в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в сумме 5,9 млн.рублей.
В целях сбалансированности доходных и расходных обязательств районного бюджета в 2009 году были привлечены кредитные средства в сумме 375,4 млн.рублей, в том числе коммерческих кредитов в сумме 214,0 млн.рублей.
Сумма долговых обязательств районного бюджета БМР по состоянию на 01.01.2010г. составляет 305,4 млн.руб. или 36,1% к собственным доходам районного бюджета БМР.
В результате, дефицит районного бюджета БМР на 01.01.2010 года составил 248,8 млн.рублей.
В рамках снижения дефицита и долговых обязательств районного бюджета администрацией БМР принимаются следующие меры:
-проводится работа по увеличению доходного потенциала районного бюджета БМР, в том числе осуществляется работа межведомственных комиссий по привлечению дополнительных средств в районный бюджет БМР:
- комиссия по вопросам увеличения налоговой базы в БМР,
-комиссия по легализации заработной платы предприятиями малого бизнеса.
Осуществляется взаимодействия с налоговыми органами и крупными плательщиками по вопросу своевременного перечисления налоговых и неналоговых платежей в районный бюджет БМР и снижения недоимки.
В результате принятых мер в первом квартале 2010г собственные доходы получены в сумме 181,3 млн.рублей, что на 27,6 млн.рублей больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (153,7 млн.рублей).
Кроме того, утвержден план приватизации муниципального имущества на 2010 год в сумме 173,7 млн. рублей;
При утверждении районного бюджета на 2010 год проведена оптимизация расходов по сравнению с исполнением 2009 года в сумме 288,2 млн.рублей, из них:
- 80,3 млн. рублей - передача учреждений культуры и спорта на уровень поселений;
- 117,3 млн.рублей – снижение фонда оплаты труда бюджетных учреждений за счет сокращения вакансий, разграничением финансирования между районным бюджетом и ФОМС, расчетом фонда оплаты труда исходя из фактической численности;
- 90,6 млн.рублей – оптимизация прочих расходов.
- заключен договор с ОАО «Промсвязьбанк» на получение коммерческого кредита в сумме 40,0 млн.рублей для погашение коммерческого кредита ОАО «Сбербанк» на туже сумму в целях снижения расходов районного бюджета на обслуживание муниципального долга за счет снижения процентной ставки (с 21% до 13%);
- направлены письма в Саратовскую областную Думу и Правительство Саратовской области с ходатайством на получение бюджетного кредита из областного бюджета для погашения коммерческого кредита в целях снижения процентной ставки и письма на увеличение Балаковскому муниципальному району в 2010 году дотации из областного бюджета в сумме 217,0 млн.рублей.
Председатель комитета финансов Т.М. Сухорукова