Об итогах работы Отделения по г. Балаково и Балаковскому району Управления Федерального казначейства по Саратовской области в 2009 году
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отделение по г. Балаково и Балаковскому району образовано в марте 1995 года и в этом году исполнилось 15 лет его работы на территории БМР.
В настоящее время на Отделение возложено исполнение следующих основных функций:
Ведение лицевых счетов распорядителей и получателей средств бюджетов всех уровней. Отделение в 2009 году обслуживало 230 клиентов, которым было открыто 245 лицевых счетов различных видов:
– распорядителя бюджетных средств;
– получателя бюджетных средств с открытием на них дополнительных разделов;
– лицевые счета бюджетов;
– по учету средств, поступающих во временное распоряжение;
– по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
– по учету средств по оперативно – розыскной деятельности;
– по учету дополнительного бюджетного финансирования, поступающего от сдачи в аренду федерального имущества;
– счета администраторов доходов бюджетов.
Осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: по состоянию на сегодняшнее число в Отделении открыты счета бюджетов 19 муниципальным образованиям, в том числе:
- Балаковскому муниципальному району;
- Муниципальному образованию г. Балаково;
- Муниципальному образованию с. Натальино;
ведущими исполнение бюджета, управление счетом и бюджетными средствами без передачи полномочий, т.е. самостоятельно;
- 16 муниципальным образованиям поселений, которые передали свои полномочия по исполнению своих бюджетов комитету финансов района.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы – это значит, что зачисление всех поступающих доходов и осуществление всех предусмотренных расходов ведется с единого счета бюджета, следовательно для федерального бюджета, Казначейство России является одновременно и кассиром и главным бухгалтером и главным контролером в системе Правительства РФ.
Общий объем средств, прошедших через расходные счета Отделения в 2009 г. составил – 4 млрд. 958 млн.руб., в том числе:
- на текущее содержание федеральных учреждений и финансирование возложенных на них государством функций поступило 1 млрд. 327 млн. руб., что на 30,9 % больше, чем в 2008 году, а именно:
учреждениям образования – 222,8 млн. руб.;
учреждениям здравоохранения – 195,7 млн. руб.;
силовым структурам – 394,6 млн. руб.;
органам государственного управления – 178,8 млн. руб.;
прочие организации – 335,1 млн. руб..
Объем государственных капитальных вложений в 2009 г. составил 203,4 млн. руб. Это финансирование работ по берегоукреплению Саратовского водохранилища.
Объем расходных операций по счетам местных бюджетов составил по всем 19-ти МО 3426,7 млн. руб., в том числе:
- по счету бюджета Балаковского муниципального района - 2997,4 млн. руб.;
- бюджета МО г. Балаково - 350,1 млн. руб.;
- бюджета Натальинского МО - 39,8 млн. руб.;
- по счетам 16-ти МО, передавших свои полномочия по
кассовому исполнению бюджетов ФК БМР - 39,4 млн. руб.
При проведении кассовых операций Отделение осуществляет предварительный и текущий контроль за поступлением и целевым использованием бюджетных средств, а также за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса. В настоящее время особую значимость приобретает государственный контроль за исполнением бюджетов. Через казначейские счета в настоящее время, кроме бюджетных, проходят и внебюджетные счета, а также обслуживаются на договорной основе бюджеты регионов и органов местного самоуправления. В среднем в день Отделение осуществляет около 1 тыс. платежных операций. Осуществляемый работниками Отделения контроль, предшествующий расходованию средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и предотвратить эти нарушения, так в 2009 году было возвращено без исполнения 7068 платежных документов на сумму 252,5 млн. руб., что на 40% меньше, чем в 2008 г. В результате проведения данного контроля практически исчезают факты нецелевого использования государственных средств, повышается эффективность их использования, улучшается финансовая дисциплина бюджетополучателей.
По средствам местных бюджетов Отделением проводится предварительный контроль на соответствие требованиям оформления платежных документов и наличия остатка на счете, достаточного для исполнения расходных операций. Данный контроль осуществляется в автоматическом режиме. С Комитетом финансов администрации БМР, Управлением финансов администрации МО г. Балаково, и Администрацией Натальинского МО заключен Договор об электронном документообороте (СЭД) и в этой программе установлен контроль на соблюдение данных требований. Текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств проводится финансовыми органами, исполняющими бюджеты.
Наряду с администраторами доходов федерального и областного бюджета, с 2009 г. в органах Федерального казначейства ведется работа и с лицевыми счетами администраторов доходов местных бюджетов.
По состоянию на сегодняшний день открыто 193 счета администраторов доходов, в т.ч. 170 счетов администраторам доходов местных бюджетов, 18 счетов администраторам доходов субъекта, 5 счетов администраторам доходов федерального бюджета.
Информационное взаимодействие с участниками бюджетного процесса в системе федерального казначейства ведется преимущественно посредством системы электронного документооборота (программный комплекс «СЭД»).
Важную роль в электронном документообороте играет электронно-цифровая подпись – средство, позволяющее на основе криптографических методов надежно установить авторство и подлинность электронного документооборота.
Параллельно с процессом внедрения электронного документооборота проводилась работа по защите передаваемой информации от утечки по каналам связи и искажений с помощью системы криптографии.
Следует отметить, что перевод клиентуры на казначейские технологии осуществляется в нашей системе на базе соблюдения с клиентами взаимного согласия и предоставления программного продукта для подготовки на рабочем месте клиента платежных документов. Программное обеспечение и средства криптографической защиты предоставляются всем участникам бюджетного процесса безвозмездно.
В настоящее время Отделением установлена система электронного документооборота между следующими участниками бюджетного процесса: Банком России, органами налоговой службы, бюджетополучателями, администраторами доходов бюджетной системы РФ, финансовыми органами, исполняющими местные бюджеты.
Участники бюджетного процесса федерального уровня переведены на СЭД еще в 2006 году, а вот по бюджетополучателям и администраторам доходов местных бюджетов работа еще не завершена. На сегодняшний день не все администраторы доходов имеют СЭД и поэтому получают информацию по своим счетам на бумажном носителе в Отделении.
Почти все направления деятельности Отделения регламентированы, т.е. государственные функции казначейства расписаны на отдельные процедуры с закреплением ролевых функций по конкретным работникам. В настоящее время в Отделении внедрено 2 административных и 18 технологических регламентов. С 2007 года внедрен Административный регламент по исполнению государственных функций по ведению государственных контрактов.
В соответствии с этим регламентом Отделением поставлены на учет в государственный реестр Государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации в 2009 году 445 государственных контрактов. Причем все изменения, вносимые Дополнительными соглашениями, а также исполнение контрактов также фиксируются в этом реестре.
Данные Реестра госконтрактов являются основой для проведения Министерством экономического развития Российской Федерации конъюнктурных анализов по различным регионам и товарным группам. Они же являются существенным подспорьем для правоохранительных и контролирующих органов в части принятия решений о проведении проверок. Эти же данные являются предметом анализа для распорядителей бюджетных средств (в отношении подведомственных учреждений) с целью выявления неэффективных закупок.
На базе Отделения создан Центр правового сопровождения деятельности отделений, который осуществляет правовое обеспечение деятельности, кроме Балаковского отделения – Отделения по Ершовскому району, Отделения по Духовницкому району, Отделения по Дергачевскому району.
Бюджетным кодексом РФ установлен иммунитет бюджетов, это значит, исполнительное производство через службу судебных приставов по бюджетным счетам не производится, а исполнение требований идет через систему органов Федерального казначейства.
За 2009 г. в Отделение поступило 37 исполнительных листов на общую сумму 1229,3 тыс. руб., из них 25 к налоговой инспекции, 14 возвращено без исполнения, как несоответствующие требованиям законодательства, 21 исполнен в сумме 1159,4 тыс. руб., в т.ч. по налоговой инспекции – 16.
Для Федерального казначейства 2009 г. ознаменовался не только работой в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса, но и вступлением в силу новых нормативных актов, во многом изменивших раннее действовавший порядок исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы. Были внедрены принципиальные изменения в существующий механизм взаимодействия участников бюджетного процесса, в требования к оформлению документов, в организацию документооборота.
Кроме того, с июля 2009 г. в территориальных отделениях УФК по Саратовской области началось опытное внедрение нового программного комплекса «Автоматизированная система Федерального казначейства», а с января 2010 г. данное программное обеспечение внедрено в промышленную эксплуатацию.
АС ФК имеет в своей основе совсем иную технологию обработки данных и делает доступной всю необходимую информацию для центрального аппарата, территориальных органов, получателей бюджетных средств, органов контроля. Это серьезный шаг вперед в области обработки информации, тем более что никто, кроме Казначейства, не располагает столь оперативной и достоверной информацией и не имеет возможности осуществлять перечисление средств из бюджетной системы, платежи, процедуры санкционирования расходов.
Конечно, в течение непростого периода внедрения новых документов и АСФК возникают временные сложности с информационным обменом с получателями бюджетных средств, с организацией работы.
Но успешная работа невозможна без взаимного сотрудничества, поэтому, пользуясь случаем хочу поблагодарить всех участников бюджетного процесса, здесь присутствующих, а особо коллег из финансовых органов муниципальных образований, налоговой инспекции и расчетно-кассового центра г. Балаково.
Руководитель Отделения по г. Балаково
и Балаковскому району Управления
Федерального казначейства по
Саратовской области,
Советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса О.В. Куныгина