Информационный сервер города Балаково  

О нашем городе
- История
- Фоторепортажи
- Фотогалерея
- ФОТОКОНКУРС
- Библиотека
- Венок трудовой славы
- Карта сайта
-
Власть
- Вопрос главе города
- График приема депутатов
- Схема ОИК
- Муниципальные программы
Новости
- Новостные ленты
- Обсуждаемые новости
- КПК версия
- Поиск в новостях
- Мировые новости
Деловая жизнь
- Предприятия Балаково
- Прайсы предприятий
Справочник Балаково
- Все разделы
- Расписание автобусов
- Расписание поездов
- Карта города
Полезное
- Доски объявлений
- Интернет-жалобная книга
- Работа в Балаково
- Добрые руки
- Ищу балаковца
- On-line конференции
Консультации
- Интернет и бизнес
- Вопрос Волжской ТГК
Общение
- Гостевая книга
- Форум
- Служба знакомств
- Поздравь балаковца
Ссылки
- Рекламный отдел
- Письмо WebМастеру










Балаковский интернет-центр
Яндекс цитирования

Добро пожаловать на информационный сервер города Балаково!

14-01-2010 06:00

Юбилейная выставка художника

14 января в городском выставочном зале начинает работать выставка, посвященная 90-летию со дня рождения известнейшего балаковского художника Николая Сергеевича Шаруева.

    ЮБИЛЕЙНОЕ СЛОВО О ХУДОЖНИКЕ
                                                                                                                  Л. Миролюбова



Шаруев Николай Сергеевич 4.02.1920 - 26.09.2001
Николай Сергеевич Шаруев был и останется в нашей памяти одним из самых уважаемых и значимых балаковскнх художников. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. Уже почти 10 лет как художник ушел из жизни, но живет его богатое творческое наследие. Классический и индустриальный пейзаж, портреты и натюрморты радуют прозрачностью и звонкостью циста, упругостью мазка, любовью художника к природе.
Юбилейная выставка художника, посвященная 90-летию со дня его рождения, свидетельствует о том, что творчество Н.С. Шаруева всегда актуально, оно вне времени и модных течений в изобразительном искусстве, ведь он всегда был верен себе и теме.
Личность Н.С. Шаруева до сих пор служит редким примером преодоления быта во имя бытия художника. Он был абсолютно равнодушен к материальному благу, комфорту, но не мог жить без живописи, ценил роскошь человеческого общения. Может быть, он не блистал изысканностью речи, но поражал знанием поэзия Ф.Тютчева, В.Федорова; не любил "измы" в живописи и преклонялся перед классической живописью передвижников и современников. Как ребенок верил, что Добро, Красота и Любовь спасут мир, и трепетно постигал истинную Веру, Не принимал коммерциализации искусства и торгующих своим талантом художников, не потрафлял вкусам эстетствующих снобов и стяжателей. "Мертвым душам" никогда не кланялся,   и   своей   души не   разменивал   ни   в   какие   времена.
Судьба была отнюдь не благосклонна к Николаю Сергеевичу. С болью он вспоминал горькую долю матери, Ольги Алексеевны и отца Сергея Афанасьевича, которых раскулачили в конце 20-х, и они вынуждены были с двумя сыновьями покинуть село Березово и перебраться к родне в Балаково. Единственной виной этой, как и сотен других крестьянских семей, было умение    хорошо    и    много    работать.
Однако и в Балаково по семье прошелся сталинский каток репрессий. По доносу хозяина квартиры, в которой ютились Шаруевы, отец был арестован, получил десятилетний срок и отбывал наказание на строительстве Беломорканала. А вина его заключалась в том, что он, работая конюхом, взял в одну из поездок для корма лошади десять килограммов зерна. Вернулся Сергей Афанасьевич безнадежно больной и вскоре умер. Ольга Алексеевна, несмотря на нужду, отправила своих сыновей  в школу. Склонность к живописи у крестьянского мальчика проснулась рано. На школьной выставке 1933 года рисунки Коли Шаруева были замечены и высоко оценены московским художником, другом К.Коровина, Гавриилом Стихийным, волею случая, оказавшимся в Балаково. Как важно встретить начинающему художнику своего  Державина!
Всю жизнь Николай Сергеевич помнил свою первую работу "Портрет нищего", которая была удостоена на городской выставке второй премии (270 рублей). Но тем временам это были баснословные деньги. И юный художник, по совету Г.Стихина, собрался в Москву в Третьяковку. Но, увы мать одела и обула ребят на эти деньги . Школа жизни была сурова. Но все - гаки после окончания восьми классов Н. Шаруев смог заняться любимым делом - его пригласили работать учителем рисования.
И в армии, куда он был призван, работал художником -оформителем, картографом. О войне Николай Сергеевич говорил редко. Слишком страшны были воспоминания: это и окружение, в которое попал полк не по собственной воле, и бон, и долгий путь через болота к своим, и воссоединение с танковой бригадой у Чудского озера, дошедшей до Кенигсберга   и   Ростока.
В Германии Н.Шаруев прослужил до 1947 года. Занимался оформительской работой,  писал     портреты военных, жадно впитывал воздух европейской культуры. Прежде всего, выучил язык и свободно общался с разными людьми. Долго помнил Николай Сергеевич встречу с немецким художником в районе города Вайсенфельце, Покупая краски и художественном магазине, он похвалил картину неизвестного художника. Растроганный продавец дал "оккупанту" визитку этого художника. Встреча состоялась. Запомнилась работа "Голодная Германия". К сожалению, русская культура у немецкого художника отождествлялась только с именем Льва Толстого. Не с того ли момента у Николая Сергеевича родилось желание пропагандировать русскую школу живописи: Репина, Сурикова, Серова, Коровина? И еще явственнее он осознал, что война и культура несовместимы. Преодолел H.IIIapуев и искушение. Однажды его работами заинтересовался проезжий англичанин. Он предложил русскому солдатику - художнику пропуск в "свободную зону". Но тот подумал: "Русскому  человеку нужна только Россия".
Однако Родина его встретила сурово: запретили работать учителем рисования, о получении специального образования и думать было нечего. Вот так "аукнулось" то трагическое окружение. Но человек, преданный краскам      до  исступления,   не п а л  д ухо м : он в 1948 году создал при районном доме культуры изостудию и стал самозабвенно работать. Потянулись к нему ученики, ставшие потом профессионалами. Это и В. Гевлич, ушедший из жизни в расцвете таланта, и М. Пономарев, прекрасный график, и Н.Горохов, московский поэт - переводчик, и собственный сын, ныне архитектор Виктор      Шаруев.
Подвижничество Н.Шаруева не прекращалось до последних дией его жизни: более 40 лет на общественных началах он руководил изостудией для детей и взрослых, неоднократно предпринимал попытки создания школьных художественных музеев, но наталкивался на равнодушие, наконец, стоял у истоков открытия в городе филиала Радищевского художественного музея.
Вроде бы типичные факты биографии. Но за ними годы упорного труда, встреч с такими яркими талантами, как Богданов - Вельский, А.Бубнов, Г.Нисский, А.Кибальников, В.Фомичев. Но это были и годы невосполнимых потерь, острой болью отозвавшихся в душе Николая Сергеевича. Умер В.Фомнчев, один из талантливейших саратовских пейзажистов, трагически погиб В.Кузнецов, дороживший дружбой с учителем. Схоронил Николай   Сергеевич   дорогого   человека,   мать   своих   детей Марию Нестеровну. Без ее великого терпения, понимания и поддержки не было бы свободы творчества. В муже она видела не опору, не добытчика, а Художника. В память о ней он часто возвращается к строфам  любимого Ф.Тютчева:

Все темней, темнее над землею
Улетел последний отблеск дня...
 Вот тот мир, что жили мы с тобою.
Ангел мой, ты видишь ли меня?

В 1994 году умер старший брат Иван Шаруева, избравший, в отличие от младшего, стезю военного летчика. За его плечами была война: 150 боевых вылетов, 30 воздушных боев, S сбитых самолетов. В мирное время он был заслуженным летчиком - испытателем. Всю жизнь, особенно и последние годы, Николаи Сергеевич черпал поддержку в своих детях, которым дал хорошее образование, приобщил к культуре. Трогательной была его дружба с сыном, первым критиком его работ и главной опорой в трудные минуты. Николай Сергеевич ценил доброту и участие людей, которым не чужды были традиции русского меценатства. Так, благодаря А.С.Лемешкину и генеральному директору      фирмы  "Анфас" и "Фасад"А.А. Дубсу, у Н.С. Шаруева появилась прекрасная мастерская, в которой он не только работал, но и встречался с друзьями, поклонниками его таланта. К нему приходили не только соотечественники, но и иностранцы. Благодаря интересу последних к русской культуре, к русской душе, работы Н.С. Шаруева украшают частные коллекции во Франции, Германии, Италии, Дании. Например, в версальском доме известного французского архитектора А. Прата пейзаж Шаруева соседствует с  работой Пабло Пикассо.
Но вернемся к эволюции творчества Н. Шаруева. Начинал он с Березовских и волжских пейзажей, с портретов людей, чем - то его поразивших. Со строительством Саратовской ГЭС в его творчество ворвалась индустриальная романтика, и он создал, по сути дела, художественную летопись стройки. Его привлекали движение могучей техники, нелегкий труд строителей. Родились такие полотна, как "Монтаж", "ГЭС строится", "В котловане", "Правый берег",     "Перекрытие      Волги"     и     др..
Писал он тогда много, искренне веря в человека - покорителя природы. Отсюда интерес к сильным личностям: портреты руководителей стройки Н. Иванцова и А.  Максакова      -      передовиков      труда.      Значительно позже появятся портреты: Героя Советского Союза В. Ерошкина, Кавалера Трех Орденов Красного Знамени В. Панькова, заслуженного летчика - испытателя И, Шаруева. Это и боль, и память о той войне. Но все - таки, по моему мнению, лучшее в творчестве Н.С. Шаруева - это пейзаж. Пейзажные образы волжских берегов, холмов, озер, лесных опушек, ковыльных степей, уголков родного города, крымские этюды - все привлекает высокой живописной культурой, красотой остановившегося мгновения. Но это не просто видовые впечатления. Глядя на шаруевские пейзажи, начинаешь понимать правоту тютчевских строк:

Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Н.С.Шаруев - непревзойденный мастер пейзажного этюда. Он был наделен даром воплощения мига откровения, когда не ум, а чувство, сердце водит кистью. Приходилось, увы, наблюдать, как "проверка гармонии алгеброй" разрушала первозданность и трепетность образа.      Что      же      касается      портретов,      то      лучшими представляются "Автопортрет" и "Портрет сына". Исповедальная открытость первого и бесконечная отцовская любовь к сыну во втором объясняют бесспорную творческую  удачу  этих работ.
В любое время года Николай Сергеевич был на этюдах, но любимой eго порой была весна. Не случайно пришел он в этот мир на изломе зимы, когда уже чувствуется пробуждение природы, а покинул его осенью, когда природа готовилась к зиме. Художник ушел, окончив своп жизненный путь, но он оставил нам богатое творческое наследие: живописную красоту земли русской,  которую так любил.




Читатель Мнение

Сергей Маяцкий  09.02.2010 17:20:33
Коля, поздравляю ! Почему нет фото? Ты меня помнишь? Я сейчас живу в Николаеве.

После выставки  13.02.2010 19:13:12
Посмотрели сегодня выставку пейзажных работ Николай Сергеевича. Понимал художник душу природы и умел передать ее мгновенные настроения. Живые его пейзажи и такие знакомые жителям города. Спасибо художнику, что сумел передать красоту родного края. Автопортрет, конечно, поражает - личность с него смотрит незаурядная!!!


Имя:

Обратите внимание, что удаляются:
  1. Сообщения содержащие ненормативную лексику, оскорбления;
  2. Сообщения написанные только заглавными буквами.
  3. Сообщения содержащие контактные телефоны, если есть необходимость сообщите сюда.
  4. Попытки начать неконструктивный диалог с модератором или администратором сайта.


Панорама "Обелиск"



РЕКЛАМА
Такси в Балаково
ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА

Стоматология в Твери медицинский центр аврора в Твери.



-





Интернет-сервисы
"АСД" - компьютеры
Обменный пункт WM
ШСД в Балаково
Балаковcкая почта
Спидвей в Балаково

ПОДПИСКА
на новости

Отписаться от новостей
  Copyright 1998-2019 ©
  При полном или частичном копировании материалов сайта www.balakovo.ru прямая гипер-ссылка на Информационный сайт Балаково обязательна!